Деятельность — что это такое, виды и структура деятельности человека

Что такое деятельность?

Деятельность — это намеренное и активное воздействие определенного субъекта действительности на определенный объект, при этом это влияние позволяет субъекту достичь определенной цели, удовлетворяя тем самым свои потребности. Поэтому в деятельности задействованы:

  • Субъект, то есть сам актер, человек, являющийся источником деятельности;
  • Объект, то есть пассивная и инертная сторона, является предметом влияния субъекта. Предметом может быть неодушевленный предмет или вещь, а также другие люди (например, студенты являются субъектами учебной деятельности) и сам человек, выступающий одновременно и как субъект, и как объект своей собственной деятельности (например, во время обучения или часов занятий) самообучение).

Содержание деятельности не будет определяться только потребностью, которая ее породила. Необходимость только подталкивает человека к инициированию активных действий, но содержание этих действий и формы их проявления определяют цели, опыт и потребности конкретного человека или общества.

Работа и другая преобразующая деятельность являются предпосылкой развития и самого существования людей и общества, именно они создали современного человека, его историю, культуру и науку. Кроме того, между деятельностью и человеком существует неразрывная связь, они не могут существовать без друг друга. Человек — единственный вид на Земле, который научился преобразовывать окружающую среду, а не просто приспосабливаться к ее условиям, например, много веков назад люди начали заниматься сельским хозяйством и животноводством, а не просто присваивать себе пищу путем собирательства, охоты и рыбная ловля.

В основе деятельности лежит творчество и творческая деятельность, которые позволяют людям выйти за рамки возможностей, предоставленных им природой, и создать что-то принципиально новое, неизвестное предыдущим поколениям. Трансформируя свое окружение, человек не только меняет себя и окружающий мир, но и устанавливает контакты с другими людьми, перенимает их опыт и навыки.

Структура деятельности

Структура человеческой деятельности имеет линейную форму, построенную из компонентов, следующих друг за другом во временной последовательности: потребность — мотив — определение цели — определение средств, необходимых для достижения цели — само действие — получение конечного результата. Теперь давайте посмотрим на каждый из вышеперечисленных компонентов по отдельности:

  • Под потребностью понимается определенная неудовлетворенность человека сложившимися вокруг него обстоятельствами. Осознание необходимости изменений — начальная фаза деятельности;
  • Мотив — это мотив действия, сформированный на основе потребности человека в изменениях, призванный одновременно оправдать и обосновать эту мотивацию;
  • Целью называется представление индивида о конечном результате своей деятельности, любой вид деятельности основан на осознанной постановке конкретной цели;
  • Средства — это приемы и предметы различных свойств, используемые человеком в процессе ведения бизнеса (например, средством может служить учебник, дающий необходимые знания и профессиональное оборудование, а также ваш собственный опыт в какой-либо области);
  • Под действием понимается один из элементов деятельности, направленной на решение конкретной, заранее определенной и осознанной задачи. По сути, любая деятельность включает в себя ряд самостоятельных действий, например, обучение заключается в подготовке материалов урока, их дальнейшем представлении студентам, проведении семинаров, проверке студенческих документов и так далее;
  • Результат — это конечный результат деятельности. Результат появляется в результате полного или частичного удовлетворения индивидом первоначально предусмотренных потребностей, он может быть как материальным (получение определенного продукта), так и нематериальным (получение необходимых навыков).

Формы деятельности

Многочисленные виды человеческой деятельности обычно делятся на две основные формы: практическую (материальную) и духовную.

1. Материальная (практическая) деятельность основана на создании предметов материального мира, призванных удовлетворить потребности людей. Практическая деятельность тесно связана с различными видами производства, а также с процессами трансформации окружающей среды и общества. Он делится на:

  • материально-производственные, занимающиеся созданием материальных объектов, культурных ценностей и ценностей (жилые и производственные здания, ремесла и т д.);
  • социально преобразующие, направленные на изменение общества (например, принятие новых законов, реформирование некоторых отраслей и т д).

2. Сфера духовной деятельности включает работу по изменению сознания человека, формированию новых концепций и идей. Духовная деятельность связана с искусством, наукой, моралью и религией. По своему строению делится на:

  • познавательные, призванные отражать окружающую действительность в науке и искусстве и на ранних этапах развития человека — в мифологии, легендах и преданиях;
  • ценностно-ориентированные, основанные на мировоззрении человека и отношениях между людьми и окружающим миром;
  • предсказательная, связанная с планированием и прогнозированием возможных изменений в настоящей действительности.

Разделение человеческой деятельности на материальную и духовную весьма условно, так как обе описанные здесь формы тесно связаны. Все сферы жизни человека и общества состоят из материальной и духовной составляющих, которые всегда дополняют друг друга. Таким образом, любое взаимодействие человека с окружающей его средой предполагает использование предметов из материального мира, но определение целей, предсказание результатов работы и ее окончательная оценка являются примерами духовной деятельности.

Виды деятельности, которые выделяет наука

Помимо глобального разделения на материальную и духовную деятельность, существуют виды, которые признаны основополагающими большинством научных исследований, так как они определяются онтогенетическим развитием человека и имеют наиболее обобщающее значение, это:

  • игра;
  • образование;
  • опера;
  • коммуникация.

Кроме того, выделяется творчество, занимающее особое место в системе видов деятельности.

Творчество

Творчество — это создание нового продукта материальной или нематериальной формы в процессе действий, опосредованных личностью человека.

Знаки, определяющие творчество: оригинальность, новаторство и индивидуальность.

Понятие «творчество» неразрывно связано с творческой личностью и творческим процессом как целостным явлением.

Творческий человек — это человек, обладающий способностями, которые позволяют ему однозначно воспринимать и обрабатывать сигналы окружающего мира и свои чувства, трансформируя их в оригинальные идеи и продукты.

Особо стоит отметить творческие способности, называемые талантами, к которым относятся: музыкальный, художественный, литературный, художественный талант и т.д.

Сам творческий процесс можно разделить на несколько этапов:

  1. подготовка — рождение творческой идеи, сбор материалов для нее;
  2. созревание — работа с подготовленным материалом, поиск решения;
  3. интуиция — определение единственно верного решения, переход от незнания к осознанию;
  4. верификация — создание конечного продукта, анализ полученных результатов, окончательная приемка создания.

Планируя написать литературное произведение, автор переходит к первому этапу его создания: находит близкую ему тему и начинает сбор информации о ней, которая может включать в себя самые разные источники, влияющие на вопрос автора:

  • исторические архивы;
  • литературные произведения других авторов;
  • воспоминания современников или очевидцев;
  • места, где имели место описанные события;
  • информация, которая может быть использована для описания деталей и деталей различных литературных сцен.

На втором этапе будет работать с этими материалами, выстраивая схему и план работы. Третий — это его окончательная концепция, письмо. Четвертое — вычитка, исправление текста.

Учение

Обучение (обучение) — целевое усвоение знаний, умений и навыков с использованием специальных методов и средств.

Он может осуществляться как в активной форме (запоминание, тренировка), так и в пассивной, то есть бессознательной (случайное запоминание.

Процесс обучения характеризуется взаимодействием учителя и ученика. Однако только активная личная позиция последних служит залогом успешности достижения результата. Цель обучения — изменить самого ученика, повысить его знания и навыки.

Пример образовательной деятельности — не только школьное образование, но и передача знаний от родителей к детям, когда, например, отец учит сына кататься на велосипеде. В начале обучения предлагается теоретическая часть с объяснением того, что делать, а в будущем объяснения подкрепляются учебными упражнениями, которые повторяются до тех пор, пока не будет сформирован навык автономного вождения.

Игра

Игра — это особый вид деятельности, направленный не на получение результата, а на человеческое участие в самом процессе.

Игра, являясь предпосылкой обучения, помогает усвоить и воспроизвести социальный опыт и его ценности на условном уровне, а также учит ребенка регулировать свое поведение, предлагая правила, от реализации которых зависит его успех.

Несмотря на то, что игра воспринимается как развлечение для досуга, она не только способствует развитию личности, но и учит необходимым навыкам и поведенческим реакциям в ответ на смоделированные ситуации. Например, игра в магазине предлагает ребенку испытать ситуацию покупки товаров, попрактиковавшись в соответствующих диалогах и поведении.

Общение

Коммуникация имеет свою специфику, выражающуюся во взаимоотношениях одного субъекта с другим, в отличие от других типов, в которых выделяется связь субъект-объект.

Целью коммуникации является передача информации с использованием различных способов коммуникации:

  • вербальный (устный);
  • написано;
  • невербальный (интонация, жесты, акценты).

Помимо информации, общение служит для передачи эмоционального фона собеседников.

Каждому возрасту человека соответствуют разные формы общения:

  • детство — обмен эмоциями;
  • ранний возраст — накопление словарного запаса, формирование языковых навыков;
  • дошкольный возраст — межличностное общение со сверстниками и т д

Примером общения является диалог между двумя собеседниками, в котором один рассказывает о произошедшем с ним событии, а другой эмоционально реагирует на рассказ и комментирует его, выражая свое отношение.

Труд

Работа — это осознанная и целенаправленная деятельность, направленная на изменение окружающего мира в соответствии с личными или социальными потребностями.

Он нацелен на практический результат в виде некоторых преимуществ:

  • материал: получить еду или укрытие;
  • духовное — достижения науки, культуры и искусства.

Рабочий процесс представляет собой сложное подчиненное взаимодействие трех составляющих:

  • человеческая деятельность как работа;
  • рабочие инструменты;
  • материалы, которые трансформируются в результате работы.

Работа считается основной формой деятельности, которая способствовала развитию общества не только в повседневном или социальном плане, но также в культурном и творческом плане. Именно благодаря непрерывному труду формирование человека вышло на современный уровень.

Примером работы является приготовление пищи, при которой необработанная и непригодная пища подвергается:

  • предварительная обработка — мойка, чистка, резка;
  • термическая обработка: варка, жарка или запекание;
  • по прошествии необходимого времени становится съедобным.
  • подается на стол.

Все перечисленные виды деятельности, за исключением творчества, характеризуют определенные возрастные этапы развития личности человека. Текущий аспект является предпосылкой для формирования следующего, размещая необходимые для этого потребности, навыки и возможности.

Потребности человека

Выше было сказано, что деятельность — это осознанный процесс, наделенный смыслом. То есть если ты что-то делаешь, то понимаешь, зачем тебе это нужно. Как возникает смысл? Изначально понимаешь, что тебе что-то нужно.

Например, у вас урчит в животе, вы осознаете необходимость: голод и идете на кухню готовить себе еду. Если вы не понимали своих чувств и, в частности, не распознавали чувство голода, дальнейших действий не будет.

Итак, потребность — это потребность в чем-то.

Существует множество классификаций этого явления, но наиболее используемой является пирамида потребностей Абрахама Маслоу (американского поведенческого психолога).

Изучая поведение человека, он пришел к выводу, что помимо краткосрочных потребностей (покупка автомобиля), которые меняются в течение жизни, существуют базовые потребности. Последние являются основой счастливой жизни, пока они довольны.

  1. Физиологические — простейшие, но жизненно важные потребности — сон, еда, воздух, одежда и т.д. Это самый первый примитивный уровень (так живут младенцы).
  2. Потребность в безопасности необходима для душевного спокойствия, потому что только так мы можем эффективно развиваться и чувствовать себя комфортно (эта потребность призвана обеспечить ребенка его родителями).
  3. Социальные потребности — это по-разному выраженные стремления быть с людьми, чувствовать себя частью семьи, класса, группы, страны, принадлежать мне. Человек не может жить и развиваться вне общества (подростки).
  4. Потребность в уважении — Мы хотим быть лидерами, значимыми членами общества, любимыми и ценными (взрослыми).
  5. Потребность в самореализации или самовыражении — это наивысший уровень потребностей, которого не все достигают. Здесь человеку необходимо творческое развитие, распространение своих умений и знаний, выражая тем самым свое внутреннее «Я» (зрелые люди).

Вскоре после этого Маслоу дополнил свою классификацию тремя другими типами потребностей: когнитивными (желание исследовать, открывать), эстетическими (стремление к гармонии и красоте) и трансцендентальными (бескорыстная передача своего опыта для улучшения других людей).

Мотив деятельности человека

После осознания потребности появляется причина активности — это внутренний импульс к достижению желаемого. Он формируется дополнительными факторами: традициями (что это такое?), Убеждениями, взглядами, интересами и так далее.

Например, девушка, которая считает, что ей необходимо выйти замуж, большую часть времени тратит на поиски супруга. То есть потребность в браке (иметь семью, быть ее членом) становится причиной его деятельности.

Что такое сфера деятельности

Сфера бизнеса — это такой вид работы или услуги, в которой участвует компания или человек. При выборе будущей профессии сначала определяется сфера деятельности, а затем конкретная вакансия в этой сфере.

Например: бухгалтер может работать в общей финансовой сфере или в более узкой — в фискальной. И электрика, как в производстве, так и в более узком: автомобиле.

Какие бывают сферы деятельности

Начать стоит с разделения труда на две категории: коммерческую и некоммерческую. Деятельность может приносить не только материальный доход, но и духовное удовлетворение. Если наступает момент, когда ваше хобби, например, резьба фигурок из дерева, становится востребованным и продается, занятие становится коммерческим.

Мировая рыночная экономика состоит из смежных сфер занятости, которые включают: государственные структуры, бизнес, образование, медицину и творчество. Но если вы пойдете глубже, вы можете разделить работу человека на более узкие категории:

  • Информационные технологии, компьютеры, интернет
  • Администрация, менеджеры среднего звена
  • Бухгалтерский учет, аудит
  • Гостинично-ресторанный бизнес, туризм
  • Дизайн, креативность
  • Красота, фитнес, спорт
  • Культура, музыка, развлечения
  • Логистика, склад, ВЭД
  • Маркетинг, реклама, PR
  • Медицина, фармацевтика
  • Недвижимость
  • Образование, наука
  • Безопасность, охрана
  • Продажи, покупки
  • Рабочие специальности, производство
  • Розничная торговля
  • Секретариат, делопроизводство, AXO
  • Сельское хозяйство, агропродовольствие
  • СМИ, издательство, типография
  • Страхование
  • Строительство, архитектура
  • Сектор обслуживания
  • Телекоммуникации и связь
  • Высшее руководство, руководители высшего звена
  • Транспорт, автомобильный бизнес
  • Персональное управление,
  • Финансы, банки
  • Закон

Педагогическая сфера

Эта сфера способствует приобщению человека к общественным ценностям. Он охватывает всю образовательную составляющую общества. Это различные дошкольные (ясли, детский сад), учебные (школы, средние школы, спортивные залы) и средние школы (университеты) институты. К нему обращаются педагоги, учителя и учителя.

Сфера искусства

Эта область способствует созданию духовных ценностей и богатства. Он включает в себя как деятельность организаций, так и работу отдельных лиц. В него входят театры, мастерские, галереи. Есть художники, художники, писатели.

Экологическая сфера

Эта территория способствует повышению качества жизни населения. Он включает в себя деятельность государственных и частных организаций. Это Минприроды и различные экологические ассоциации и организации (например, «ГРИНПИС»). Над этим работают экологические и частные ученые.

Сфера физической культуры

Эта область способствует развитию ценности здоровья и способов его укрепления. Это и целенаправленная государственная политика, и совместные усилия граждан. Включает тренажерные залы, бассейны, стадионы. Его практикуют как профессиональные спортсмены, так и отдельные граждане.

Управленческая сфера

Эта сфера способствует внешней организации человека и общества. Включает в себя всю управленческую команду. Это государственные учреждения и организации, управленческое звено в частных организациях. Им управляют государственные служащие, офицеры и менеджеры.

Медицинская сфера

Этот район способствует улучшению общих условий жизни населения. Он включает в себя деятельность государственных и частных медицинских учреждений и организаций здравоохранения. Это больницы, поликлиники и санатории. Им руководят врачи.

Экономическая сфера

Эта область способствует увеличению материального и финансового благополучия. Он включает в себя как деятельность организаций, так и отдельных лиц. В него входят биржи, банки, фабрики, фабрики. Им управляют банкиры, индивидуальные предприниматели, рабочие.

Научная сфера

Эта сфера способствует созданию новых материальных результатов, улучшающих жизнь общества. Он включает собственно производственную и научную составляющую. Это научно-исследовательские институты. Этим занимаются ученые и инженеры.

Сфера деятельности компании

Сфера деятельности компании или производства — это фиксированный перечень оказываемых услуг и выполняемых работ, предусмотренных налоговым кодексом.

При регистрации бизнеса присваивается один или несколько кодов KVED (Business Type Classifier), чтобы информировать государственные органы, какой работой будет заниматься организация.

Существует огромное количество компаний, разных по своим характеристикам, и каждая из них имеет свою экономическую классификацию.

Источники

  • https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/deyatelnost-cheloveka.html
  • https://vidotip.com/obshhestvo/vidy-dejatelnosti/
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/deyatelnost-chto-ehto-takoe-vidy-struktura-cheloveka.html
  • https://svprint34.ru/biznes/sfera-deyatelnosti/
  • https://SiteKid.ru/chelovek/sferi_chelovecheskoy_deyatelnosti.html

Оцените статью
Блог о психологии