Потребности человека: что это такое, какие бывают потребности, виды и классификация, теории ученых

Понятие потребности

Потребность в любом добре, требующая удовлетворения в человеческом сознании, называется потребностью. Понятие используется не только для человека. Любая живность, растение нужно. Потребность — это форма общения с внешним миром и окружающей средой. Человеческие потребности необходимы для развития отдельного человека, целой социальной группы.

Концепция претерпевает изменения в ходе эволюции общества. То, о чем люди мечтали в древности, совсем не соответствует желаниям их современников. В то же время на одном и том же социальном уровне люди могут мечтать о разных вещах. Потребности напрямую зависят от различных факторов:

  • условия жизни;
  • уровень образования;
  • культурное развитие;
  • богатство;
  • профессия.

Состояние, в котором человек испытывает потребности, но не может их удовлетворить, вызывает чувство дискомфорта. Неудовлетворенность приводит к напряженности в обществе, в активности населения.

Удовлетворение возникающих потребностей дает человеку баланс, нормальный настрой.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и регулируются определенными законами:

  1. При рождении человеку присущи только физиологические потребности, остальные развиваются позже.
  2. Низкие потребности одинаково характерны для всех людей.
  3. Высшие сильно различаются от человека к человеку и составляют портрет индивидуальной личности.
  4. Удовлетворение низших потребностей открывает возможность для образования высших, но не гарантирует этого.
  5. Чем больше потребность, тем меньше она важна для выживания и тем дольше может оставаться невыполненной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система потребностей.
  7. Подавление отрицательно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и искажает личность.
  8. Событие и удовлетворение связаны с различными эмоциями.
  9. Внимание человека фиксируется на теме потребности и заставляет внимание течь в его направлении.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности обычно делятся на три группы. Эта классификация довольно уникальна, поскольку у каждой группы есть очень конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим подробно каждый из них.

1. Биологические потребности

В эту категорию входят основные потребности для выживания, физического благополучия и продолжения рода. Включает в себя:

  • вкусная еда (вкус важен для определения свежести и пищевой ценности);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия проживания;
  • безопасность и уверенность в своем будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Эти стремления есть у всех живых существ. Они эволюционировали, чтобы обеспечить выживание популяции. Фактически, все они являются механизмами, которые позволяют человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

2. Социальные потребности

Поскольку человек является социальным существом, у него есть ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение его собственной значимости в обществе или своей группе. Следующие примеры являются наиболее показательными:

  • Самостоятельная идентификация. Человек ассоциируется со своей социальной группой, стремясь при этом осознать себя как личность с особыми личными и другими качествами.
  • Самоутверждение. Каждому человеку важно гордиться своими поступками и достижениями, а также испытывать уважение окружающих.
  • Самоотверженность и страсть. Большинству из нас нравится делать то, что приносит пользу другим или обществу в целом. В то же время самооценка растет, даже если наш вклад остался незамеченным другими, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение других.

3. Духовные потребности

Существует универсальная система духовных ценностей человека, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к нравственному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и слушаем прекрасную музыку. При этом у каждого человека свои вкусы, поэтому всем нам нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Более того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение жизни.

Духовные потребности включают:

  • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации — все это естественные стремления человека, который на данный момент не заинтересован в удовлетворении элементарных биологических потребностей.
  • Самосовершенствование. По мере взросления мы понимаем, что нам нравится совершенствоваться не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто для того, чтобы почувствовать свой прогресс. Мы бросаем курить и алкоголь, занимаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и проверяем уровень стресса. Нам нравится думать, что каждый день мы немного улучшаемся.
  • Романтическая любовь. Этот момент можно было бы считать проявлением репродуктивного инстинкта, но для нас это намного больше. Для нас очень важно, чтобы рядом был любимый человек, который нас вдохновляет, доставляет не только сексуальное, но и эмоциональное удовольствие.

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, есть только у человека. Кроме того, их список не только обширен, но и почти бесконечен, так как каждый человек находит какое-нибудь из своих увлечений, которыми нельзя делиться ни с кем другим. Кто-то любит ловить рыбу, а кто-то вязать, кто-то смотрит телевизор, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кому-то нравится звук проливного дождя за окном, а кто-то слышит покой в ​​эхе кваканья лягушек в доме рядом пруд.

Идеальные потребности

Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека — это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и усвоению культурных ценностей, этических и эстетических идей и идеалов, к приобретению различных знаний об окружающем мире.
В основе идеальных потребностей человека лежит желание понять окружающий мир и смысл его существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии и религиозных учений.
В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высший уровень занимает самореализация человека: реализация его творческих способностей, реализация талантов через творческую духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только личности, которая это осознает, но и обществу. Профессиональное развитие — один из результатов самореализации. Для общества самореализация личности означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т.д.

Дополнительные виды потребностей

Однако на данный момент выделяют и другие виды необходимых человеку элементов. Их еще называют «вторичными потребностями». Потому что они разные для каждого человека. Более того, они могут в принципе не возникать у человека. Давайте разберемся с основными.

Потребность в движении

По сути, потребность в движении — это разновидность биологической потребности. Ведь без движения человеческое тело атрофируется. Это становится непрактичным. Поэтому, находясь без движения, человеку грозит то, что он не сможет выполнить ни одно из своих желаний.

Власть как потребность

Эта жизненно важная потребность индивидуальна и специфична. Следовательно, он может присутствовать не у всех людей. То есть стремление к власти является следствием преобладающих устоев личности.

Наверняка вы не раз задумывались, что кто-то из ваших знакомых непременно должен быть лидером. Или, наоборот, считали, что этот человек слишком жесток. Потому что он хочет доминировать над другими. Это настоящая потребность в силе. Что в него может входить:

  • Во-первых, желание занимать лидирующие позиции в любых отношениях;
  • Во-вторых, желание быть начальником на работе;
  • В-третьих, высокий уровень человеческих амбиций;
  • В-четвертых, использование методов подавления по отношению к другим и переоценка чувства собственной важности, а также эгоцентризма;
  • В-пятых, возможность достижения тиранической стадии в любой социальной связи.

Безопасность

Это желание также рассматривается как основная потребность человека. Эта потребность присуща не только человеку, но и животным. Например, для нормальной жизни каждый должен чувствовать себя в безопасности. То есть у него должен быть дом, крыша над головой, а также определенное богатство, которое позволит ему жить.

Есть точка зрения, в которой потребность в безопасности рассматривается как одна из основополагающих. И это действительно правильная позиция. То есть эта необходимость оправдана физиологическими и инстинктивными причинами.

Достижение результатов

Этот жизненный ориентир также зависит от человека. Есть так называемые люди: завоеватели, карьеристы. Чтобы чувствовать себя сытыми и гармоничными, им нужно постоянно чего-то добиваться. Например, поставьте цель получить повышение по службе и придерживайтесь ее.

Мужчина беспокоится о работе
Карьерные амбиции также являются частью потребностей человека

Потребность в зависимости от другого

Это скорее эмоциональная прихоть, а не физиологическая. Несмотря на то, что в его основе лежит инстинкт.

Таким образом, человек — это живое существо, склонное думать о продолжении вида. Следовательно, в силу социальных особенностей каждого человека существует потребность в тесных социальных и эмоциональных связях.

Очень часто на практике встречаются случаи, когда человек чувствует себя неполноценным по нескольким причинам. Во-первых, у него нет партнера и так называемых любовных отношений. Во-вторых, он не может реализовать свои чувства (нежность, доброту, заботу, любовь и т.д.).

Свобода

Что входит в эту человеческую потребность:

Свобода в отношениях (возможность свободно выбирать окружение)

Духовная свобода (свобода выбора профессии, образования, вероисповедания, религии)

Свобода передвижения (возможность путешествовать, переезжать)

Наглядным примером потребности в свободе является самоизоляция в марте 2020 года. После того, как они оказались в четырех стенах и не могли свободно передвигаться, особенно в Москве, многие из них пережили ранние стадии депрессии. Кроме того, на приемы специалистов наблюдался наплыв людей, страдающих недугами, усугубленными изоляцией от внешнего мира.

Соотношение потребностей

Первое, что приходит в голову, — пирамида Маслоу. Он основан на потребности в еде и питье, а также на идеальной потребности, которую Абрахам Маслоу назвал потребностью в самореализации.

В первом приближении эта схема справедлива. Однако главное уточнение связано с разнообразием человеческих личностей. У некоторых людей есть сильная потребность в накоплении жизненно важных ресурсов (денег), в то время как у других есть потребность водить машину, на которую деньги должны широко тратиться. У других есть первостепенная потребность оставаться незамеченными.

Кроме того, жизненные потребности не всегда преобладают над социальными. Тургенев вспомнил, что однажды его пригласил на обед Белинский. Хозяин усадил хозяина и завязал разговор. Прошло время, и наконец Тургенев спросил: «А что на обед сегодня?» На это Белинский воскликнул: «Я не понимаю, как можно есть и пить, если еще не решен вопрос: есть Бог!»

Набор первичных потребностей и их иерархия индивидуальны для каждого человека; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.

Наконец, соотношение между потребностями конкретного человека постоянно меняется. Удовлетворение насущной потребности выдвигает на первый план другую: меняются доминирующие мотивации.

Представление о соотношении потребностей каждого человека разное, оно отражает мировоззрение конкретного человека. Например, отрицание социальных потребностей характерно для древней школы циников, наиболее известной из которых был Диоген, утверждавший: «Не все естественное — безобразно». В современном понимании «цинизм» — это отрицание идеальных потребностей и альтруизм, который относится к социальным потребностям.

В заключение нашего краткого обзора потребностей людей необходимо подчеркнуть, что в реальном поведении, а не в модели, люди всегда удовлетворяют ряд потребностей. Пожалуй, единственный раз, когда человек удовлетворяет единственную потребность, — это когда он спешит в ванную. Такое поведение определяется социальной потребностью уйти в осуществление естественных потребностей.

Рассмотрим в таблице, какие потребности человека вы знаете

Самыми основными являются:

Биологические На них основана жизнедеятельность каждого человека. Выживание вида напрямую зависит от их реализации.
Социальное Они не отражаются на животных, даже на животных стада (желание стать лидером носит инстинктивный характер: найти самого сильного самца, чтобы он защищал всех). О людях часто судят по уровню развития социальных ролей и степени их реализации.
Духовный Они отражают тот факт, что человек является частью общества. Их работа — привить цель к самореализации, стремиться вперед. Без этой категории не было бы ученых, художников, писателей.

Теория А. Маслоу

Американский психолог выделил 5 уровней вещей, необходимых для существования и самореализации вещей. Эти шаги включены в единую иерархию. Они являются показателем сущности: чем выше человек поднимается по пирамиде, тем более развитым он становится.

Я перечислю уровни от низшего к высшему:

  1. Физиология.
  2. Безопасность.
  3. Любовь и принадлежность.
  4. Уважение к себе.
  5. Самоактуализация.

Первые два этапа можно отнести к низким. Их удовлетворение первично и необходимо. Но часто они уходят. Каждый индивидуум получает их с рождения, но они могут улучшаться, расширяться.

Физиология включает в себя все телесное: сон, питание, здоровье. Для обеспечения: стабильный доход или другой вид дохода. То есть второй уровень гарантирует бесперебойную реализацию первого.

Позвольте привести пример. Голодный человек сначала получит еду на один прием пищи, затем насытится, а затем подумает о том, как сохранить еду постоянным.

Остальные три стадии — это высшие человеческие потребности, которые могут быть определены и развиты только одной личностью, индивидуальностью. Они сильно зависят от общества, в котором мы находимся, и отражают социальную, политическую, культурную и даже религиозную среду.

Достижение или хотя бы осознание задач первого уровня, стремление к саморазвитию — показатель психически здоровой личности. Но не все из них достигают вершины. Чем больше потребность, тем легче отложить ее на «потом», чтобы оправдать ненужные действия.

ему это нужно в психологии

Иерархия по А. Маслоу

Я представлю даже более конкретную иерархическую систему, чем психолог:

Далее с точки зрения психологии личное удовлетворение развитие талантов, интересов, навыков, умений
эстетика потребность во всех формах искусства
познание необходимость обучения — не в плане получения диплома, а в целях познавательной деятельности

Основные психологические

уважать самоуважение и признание других
любовь дружба, романтика, семья
безопасность защита от внешних угроз
Физиологический еда, отдых, приют, сексуальное желание

Первичные потребности.

  • Физиологические (удовлетворение естественных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, размножение, дыхание, одежда, жилище, физическая активность)
  • Экзистенциальный (от лат. Существование, это потребность в безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страховка, комфорт, безопасность работы)

Вторичные потребности.

  • Социальные (необходимость жить в обществе, принадлежать к определенной социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
  • Престижная (потребность в уважении, признании, карьерном росте. А. Маслоу не случайно в особом типе престижных выявленных потребностей, так как один человек очень важен для мнения общества, другие. Любая похвала приятна людям, есть желание сделать что-то еще лучше.
  • Духовное (самовыражение, самореализация через творчество, познание, обучение, самоутверждение и т.д.)

Человеческие потребности имеют ряд характеристик:

  • все потребности взаимосвязаны
  • невозможно удовлетворить все потребности
  • неограниченные потребности
  • потребности не должны противоречить моральным устоям общества.

Человек меняется: некоторые его потребности становятся другими. Даже в отдельно взятом обществе на определенном этапе развития могут быть свои потребности. Потребности определяются как природной, так и социальной сущностью человека.

Да, человеческая деятельность и действия обусловлены желанием удовлетворить свои потребности. Важно расставить приоритеты, четко знать, чего хочет человек и зачем ему это нужно. И нельзя забывать, что потребности человека безграничны, всей жизни не хватит, чтобы удовлетворить их на 100%. Так что выбор зависит от каждого, от уровня его образования, развития, от среды, в которой он живет, от тех ценностей, которые важны для его среды. Важно, чтобы потребности были искренними, ребята, не позволяйте воображаемым потребностям овладеть вашей душой и совестью. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость своим близким и близким.

Теория К. Алдерфера

Действительно, психолог — преемник Маслоу, но он немного видоизменяет и пирамиду, и некоторые постулаты. Он определяет три уровня человеческих потребностей, каждый из которых включает:

  • существование — на физическом, биологическом уровне как отдельного человека, так и человеческого вида;
  • связь — социальное проявление общества;
  • разработка.

Несколько положений противоречат концепции его предшественника, в том числе:

  • Потребности можно использовать не только индивидуально, но и попарно, то есть причина возникает из разных потребностей.
  • У любого, кто не может удовлетворить более высокий уровень, возникает сильное желание быстро решить более низкий — например, люди часто заменяют любовь сексом.

что человеку нужно

Теория Э. Фромма

Этот ученый последовал Фрейду и его представлениям о бессознательном. Именно в нем содержится потенциал, требующий развития. По словам Фромма, существует несколько подвидов потребностей:

  • в общении;
  • в творческой деятельности;
  • в чувстве принадлежности к чему-то большому: семье, нации;
  • в попытке сравнить что-то с идеальным, возможно, несуществующим понятием;
  • в осознании окружающего пространства.

Теория Д. Мак-Клелланда

Ученый не учел основные инстинкты, идентичные животным. Его внимание было сосредоточено на тех проявлениях желаний, которые были приобретены при жизни. Обратите особое внимание на период детства, поскольку именно в этот момент возникает одна из трех потребностей. Перечислим их ниже.

В достижении

Он начинает формироваться у самостоятельных детей. Он состоит в признании успеха, в попытке возглавить группу людей, компанию, организацию. Очень важно как достичь нормы, так и преодолеть ее. Например, спортсмен, который ценит свое выступление только в том случае, если он превосходит других.

В присоединении

Созданные в детстве дружеские отношения на равных между родителями и несовершеннолетними. С такими приоритетами возникает желание общаться со всеми, вместе решать проблемы и быть в обществе. Цени дружбу и семью.

Во власти

Уже в подростковом возрасте мать и отец могут поощрять такое поведение ребенка. Из названия ясно, что сущность потребности проявляется в подчинении людей, в примате равных, в признании лидерства, а также в получении уважения.

Формирование потребностей человека

Принимая во внимание рассмотренную классификацию потребностей, можно говорить об особенностях их формирования. Основные физиологические потребности являются врожденными, передаются нам на генетическом уровне. Человек живет с ними до самой смерти, не получив их, он физически умирает.

Такие потребности нельзя запретить или принуждать. Основные потребности не могут быть хорошими или плохими, чистыми или грязными. Лишь способы и методы их удовлетворения можно признать недостойными. Например, человек использует общественное пространство вместо ванной.

Первичные духовные потребности возникают и у человека. Наличие в жизни любви, близких, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных преимуществ человек не умрет, но надолго застрянет в раздумьях и разочарованиях.

Вторичные потребности формируются у человека в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические потребности ребенка обеспечивают его родители. Поскольку ребенок контактирует со взрослыми, у него есть социальные потребности еще до полугода: он улыбается, смотрит на погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

В возрасте около 3 лет у ребенка развивается понимание предметов для удовлетворения потребностей: он осознает потребность в игрушках, определенных продуктах и ​​определенной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, лепит, рисует, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширилась социальная среда. Помимо мам и бабушек, у них есть свои друзья: дети из детского сада, класса, двора или кружка, куда они начинают ходить. Формируется потребность в общении, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте выявляется последняя физиологическая потребность: сексуальная. Впервые формируются вторичные потребности, такие как самореализация и самосовершенствование. Происходит резкий сдвиг и расширение познавательных интересов. Подросток пытается познать те вещи и предметы, о которых он даже не думал в первые периоды своей жизни.

На основе сформировавшейся сексуальной потребности появляется потребность в человеке противоположного пола, романтические переживания. Потребность в общении смещается в сторону сверстников и друзей. Родственники отодвигаются на задний план.

Считается, что к концу подросткового возраста все основные потребности человека уже формализованы. Их дальнейшее развитие происходит за счет изменения их содержания и способов реализации.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. Если игнорировать биологические потребности, человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что есть исключения из правила «сначала удовлетворение одних потребностей, затем развитие других». Мы говорим о творцах и воинах, которые могут ставить более высокие цели, несмотря на неудовлетворенные физические потребности, такие как голод и недостаток сна. Но для обычного человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворены на 85 %;
  • в безопасности — на 70 %;
  • в любви и принадлежности — на 50 %;
  • по самооценке — на 40 %;
  • в самореализации — на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией человеческого развития и уровнем социализации. Интересно, что эта связь взаимозависима.

Источники

  • https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/potrebnosti-cheloveka-vidy-8-klass.html
  • https://iklife.ru/samorazvitie/chto-takoe-potrebnost-cheloveka.html
  • https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/potrebnosti-cheloveka-klassifikaciya-i-opisanie.html
  • https://megabook.ru/article/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
  • https://PsychoSpace.ru/1665-2/
  • https://www.klerk.ru/boss/articles/350828/
  • https://damienmilay.com/basis/potrebnosti-cheloveka-chto-eto-takoe-kakie-byvayut-vidy-v-psihologii/
  • http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/potrebnosti/
  • https://PsyLogik.ru/46-potrebnosti-cheloveka.html
  • https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html

Оцените статью
Блог о психологии