Кризис 1 года у ребёнка: как проявляется, сколько длится, как себя вести

В каком возрасте бывают кризисы?

Наиболее распространенная информация касается того, как проявляются возрастные судороги у детей. Это связано с тем, что именно в раннем возрасте происходит формирование психики и частая смена физиологических процессов на фоне роста. То, как личность преодолевает самые ранние переходные состояния, во многом определяет ее характер. По этой причине изучению и преодолению ранних кризисов уделяется самое пристальное внимание.

Детские кризисы

В психологии разработана классификация жизненных кризисов по возрастным фазам:

  1. Новорожденный. Считается самым тяжелым кризисом для организма, так как требует высочайшего уровня адаптации — от условий внутриутробного пребывания до специфики окружающего мира. Несмотря на то, что ребенок не полностью осознает, что именно произошло, это состояние приравнивается к переживанию смерти. Глубина стресса усугубляется тем фактом, что самому ребенку не хватает навыков и способностей, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.

Первые 3 месяца жизни ребенка многие специалисты считают четвертым триместром беременности. Мать фактически «выносит» ребенка, но в этот период «психологическая пуповина» еще очень сильна. Ребенок развивается неотделимо от матери, начинает формировать базовое доверие к миру (которое ляжет в основу развития его личности). Вот почему важно, чтобы первые 3 месяца прошли хорошо, чтобы вовремя удовлетворить все потребности ребенка.

Для успешного прохождения неонатального криза и формирования чувства защищенности необходимо вовремя ухаживать за малышом, кормить по требованию, уделять ему достаточно внимания и маме, и папе (родители несут малыша на руках , излучают тепло, любовь и спокойствие). Результатом успешного преодоления зародившегося кризиса является адаптация к новым условиям жизни.

  1. Первый год жизни. Считается периодом обретения самостоятельности: ребенок ест в одиночестве, делает первые шаги, произносит первые слова, учится управлять импульсами мочевого пузыря и кишечника. Для каждого ребенка этот период кризиса может измениться. В среднем это длится от 1 до 2 лет. Кроме того, на этом этапе происходит формирование коммуникативной функции, появляется возможность вербализовать свои просьбы и свое недовольство. То есть ребенок уже не просто реагирует на хаос окружающей среды с помощью эмоций, но и имеет возможность управлять им, пусть и в небольшой степени. Чтобы ребенок успешно прошел этот этап, нужно быть с ним, но не навязывать. Например, дать ребенку поесть одному, дать возможность выбрать одежду для прогулки, похвалить, помочь, если он не может справиться. При этом рекомендуется обойтись без оценочной лексики, поощряя правильные действия, но не комментируя, какой ребенок.
  2. 3 года. Его второе имя — «Я!» У ребенка развивается внутреннее «Я», чувство самоидентификации, осознание себя как отдельного субъекта отношений и взаимодействия. Появляются первые автономные действия и решения, строятся новые системы общения со значимыми взрослыми. В этом возрасте ребенок получает доступ к активному познанию мира, что одновременно ведет к развитию личности и к получению большого стресса от контакта с реальностью, правила которой еще не до конца поняты. Конфликты возникают из-за стремления ребенка проявить самостоятельность (часто это упрямство и непослушание) и желания родителей уберечь его от опасности. Взрослые должны быть спокойными, проявить терпение и понимание, чтобы ребенок благополучно прошел этот этап. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими детьми, поддаваться манипуляциям и теряться с ним.
  3. Школа (7 лет). Это связано с необходимостью овладеть новыми социальными навыками и нормами, уметь сосредотачиваться на задачах, налаживать взаимодействие со сверстниками, занимать чужую позицию и отстаивать свою. Это период приобретения знаний и развития силы воли. Если родители вместо того, чтобы помогать преодолевать, учат ребенка и ужесточают правила семьи по отношению к нему, это может повлечь за собой последствия в виде развития комплексов.

Система образования в нашей стране по-прежнему основана на оценке и сравнении, что в конечном итоге может снизить самооценку и мотивацию ребенка. С другой стороны, именно включение в социальную группу формирует истинную волю человека, а не просто способность выражать свои желания — на этом этапе действительно нужно учитывать текущую ситуацию и мнение людей. Старые модели взаимодействия с другими людьми (манипуляция, привязанность, послушание) могут перестать работать, поэтому возникает необходимость искать новые.

Опасность этого кризиса заключается в том, что если ребенок плохо вписывается в школу, например. Этот кризис плохой, у него могут быть конфликты со сверстниками или развиваться комплексы, такие как незащищенность, нежелание учиться. В этом возрасте ребенку важно, чтобы родители серьезно отнеслись к его будущей адаптации в школе. Можно сначала отвести его на учебные курсы, чтобы он понял, какой будет режим и задачи, чем школа отличается от детского сада и т.д.

Новообразование, возникающее в этом кризисе, — это произвольность и осознание психических процессов и их интеллектуализация.

  1. Подросток. У него более размытые временные границы — от 11 до 15 лет, что связано с физиологическими изменениями в связи с половым созреванием. Это настоящий переходный возраст от детства к взрослой жизни, когда разница между полами заметна не только в плане понимания, но и в плане чувств. Сексуальное влечение дает новый вектор и энергию для действий и развития, выступает мощной причиной жизненных изменений. Измените сферу интересов и сместите акценты в поведении. Девочки начинают больше времени уделять своей внешности, мальчики работают над своей репутацией. При этом желание выглядеть взрослым часто вступает в противоречие с неспособностью нести необходимый уровень ответственности и справляться со всеми задачами. В подростковом возрасте человек сам не совсем понимает, что с ним происходит, только замечает, что мир необратимо меняется и теперь необходимо снова адаптироваться. Кто-то оглушается стрессом, кто-то нервничает и развивает большую активность, увеличивается количество конфликтов с пожилыми людьми.

Кризисы взрослого возраста

В зрелом возрасте люди также переживают переоценку смыслов жизни, которая не всегда проходит гладко. Успешно пройдя все ступени детского образования, взрослая жизнь продолжает требовать от человека изменений и преобразований.

Типы приступов у взрослых:

  1. Молодежь — начинается на момент окончания школы и первых курсов института и заканчивается в 21-25 лет в зависимости от развития личности. Он связан с переходом во взрослую жизнь, когда благодаря ошибкам подросткового возраста уже накоплен достаточный опыт, выбрана профессия и примерный жизненный план. Стресс и страх порождают шаги, определяющие дальнейшую жизнь: выбор партнера, получение образования, вступление в армию, переезд и так далее. Этап принятия роковых решений при небольшом практическом опыте — это всегда кризис.
  2. Кризис среднего возраста. В зависимости от условий жизни и зрелости особи он живет в возрасте 30-40 лет и даже старше. Например, если 30-летний человек живет со своими родителями, у него может быть этот кризис в 45 лет. Все зависит от конкретного человека, его интеллекта, развития личности. На этом этапе происходит оценка правильности выбора судьбоносных решений: профессия, работа, место жительства, партнер, а также переоценка выбранных ориентиров. Настоящая личная зрелость наступает именно в этот период.

Смелые и предприимчивые люди при необходимости способны в этом возрасте кардинально изменить свою жизнь в сторону осознанного выбора и гармоничных решений. Есть те, кто все глубже погружается в депрессию, продолжает терпеть и делать вид, что все в порядке, но их внутреннее напряжение тем временем нарастает. Если игнорировать кризис среднего возраста, возникают тяжелые аффективные расстройства, зависимости и пагубные привычки появляются как способы уйти от реальности.

  1. Кризис осознания старения и выхода на пенсию связан с чувством собственной никчемности и невостребованности. Большое количество свободного времени, ухудшение здоровья и осознание конечности жизни приводят к меланхолии и тревоге, потому что, привыкая к постоянной работе, человек внезапно сталкивается с самим собой и обнаруживает пустоту. Чтобы выйти из этого состояния, нужно понять и прислушаться к себе, понять, что вам нравится, чем вы давно хотели заниматься, для чего нужны ресурсы, как человек хотел бы проводить отведенное ему время.

Существует ли кризис первого года?

Существуют. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу «маленьких» кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет две фазы эпохи раннего детства: младенчество и раннее детство.

Лев Выготский считал, что кризис первого года жизни связан с появлением в жизни ребенка автономной ходьбы и речи (переходная фаза между пассивной и активной речью, так называемый «детский жаргон»). Обе эти функции буквально разрушают привычную систему существования, когда потребности ребенка полностью соответствовали его желаниям — и в большинстве случаев они были удовлетворены.

В возрасте одного года ребенок начинает изучать окружающий мир, ему интересны окружающие предметы, теперь в его сознании возникают образы памяти, все подталкивает его к мотивации к действию.

По словам психолога Екатерины Мурашовой, каждый год в ребенке запускается биологическая программа, цель которой — определить границы дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья и манипулятивного плача.

Характеристика кризиса первого года и его причины

За год жизни малыш адаптируется к окружающей действительности. Примерно в 1 год начните ходить. Ребенок начинает чувствовать себя независимым от матери, стремится к самоутверждению, становится свободнее и настойчивее.

Появляется твоя воля. Если раньше все его потребности определяли взрослые, то теперь появляются их желания и нежелания, а также широкий спектр новых целей. Кроме того, формируется автономная речь — умение по-своему называть окружающие предметы.

Новые возможности разрушают прежний образ мира, вызывают сильные переживания, формируют новые способы взаимодействия с окружающими вас людьми.

Когда именно происходит кризис первого года?

Считается, что наступление кризиса в первый год может ждать малыша уже в девять месяцев. Примерно через полтора года (более или менее) он придет в упадок и начнется короткий стабильный период развития. Завершится он новым витком кризиса в районе второго дня рождения ребенка.

Что чувствует кроха в период кризиса 1 года

В это непростое время ребенок хочет пообщаться и объяснить родителям, что ему нужно, но не всегда это удается. Ребенок капризничает не из-за вредоносности персонажа, поэтому общается с вами всеми доступными ему методами. Он плачет, когда чего-то не хочет, или, наоборот, плачет, прося, чего хочет.

Новорожденные спокойно переносят купание, кушают то, что им дают и не капризничают при смене подгузников. Это происходит потому, что им все равно, какого цвета рубашка и какой смеси есть, они подчиняются только основным инстинктам и плачут, когда им больно, жарко, холодно и т.д. Взрослеющий ребенок бывает другим. Родители должны помнить, что они чувствуют, когда им нужно рано вставать на работу или принимать душ, когда они очень устали, но все же нужно умыться. Мы боремся с нашей ленью и знаем, что такое «должно». Дети не могут и не хотят контролировать себя. Поэтому при переодевании кричат, им неприятно, когда мама носит кофточку с тугим вырезом или отказывается выходить из ванной, потому что там интересно и можно брызгать водой.

Столкнувшись с кризисом на первом году жизни ребенка, очень важно понимать психологию ребенка.

Истерики не доставляют ребенку никакого удовольствия, наоборот, выматывают его, он просто не научился контролировать свое поведение и психологическое состояние. Поэтому, когда ребенок кричит и бьет головой об пол, постарайтесь понять причину такого поведения и не спешите его ругать. Эмоционально истощенный ребенок не будет воспринимать наблюдение матери как должное, он будет плакать еще больше. Найдите с ребенком компромисс, отвлеките его от дела, которое он хочет взять.

Отношение взрослых к кризису

Кризис первого года жизни — это первый кризис в жизни ребенка. Впереди вас ждет множество кризисов новой эры, поэтому необходимо ли знать, как себя вести и как справляться с этим кризисом?

Иногда родители предпочитают заниматься капризами ребенка, исполнять его желания и надеяться, что случится чудо и, когда он повзрослеет, все пройдет. Другие родители впадают в противоположную крайность и, не желая мириться с таким поведением своих детей, начинают бороться с прихотями и истериками детей, используя крик, шлепки и даже запугивание. Как все могут видеть, это не правильный подход. Действительно, сегодня существует множество способов, которые действительно помогут родителям справиться с кризисом первого года жизни и при этом не навредить малышу. Вот несколько способов помочь вам справиться с кризисом вашего ребенка.

  1. По возможности минимизируйте запреты. Когда ребенок начинает ходить, лучше заранее убрать из его видимости все опасные вещи и предметы, чтобы снова не кричать на ребенка и не брать из его рук опасный предмет, которого он достиг. Если малыш захочет есть один, ничего страшного не произойдет, если он попытается это сделать. В конце концов, рано или поздно ему все равно придется научиться независимости. Если вместо бумаги он хочет рисовать на руке, пусть это делает, то можно вымыть малыша. Другими словами, незачем трясти малыша за всякую чушь. Ведь так или иначе он все сделает по-своему, найдет способ подключиться к себе, возьмет то, что ему интересно, и тому подобное. Так зачем заставлять его нервничать, подергивать собственные нервы.
  2. Не заставляйте ребенка есть, если он отказывается, то предложите что-нибудь другое. Ребенок все равно что-нибудь ест, когда голоден.
  3. Послушай это. Любая любящая мать может понять своего ребенка, который еще не говорит. Это происходит на инстинктивном уровне. Не игнорируйте просьбы и пожелания ребенка.
  4. детям важно, чтобы родители были ему другом, а не строгим наставником. Проводите с ним больше времени, играйте с ним. Это значительно упростит понимание.
  5. Больше общайтесь со своим ребенком. Таким образом вы не только уделите ему необходимое внимание, но и поможете развить его речь. Вы можете комментировать все, что делаете. Рассказывайте ему сказки, детские стишки, знакомите с окружающими предметами. Или просто свяжитесь с ним, спросите, что он делает, не хочет ли он помощи и тому подобное. Все это принесет свои плоды.
  6. Чем больше времени вы проводите с ребенком и чем больше вы занимаетесь разными делами вместе, тем более значимым он будет себя чувствовать. Дети любят «помогать» взрослым, и когда их за это хвалят, это вообще станет их любимым делом.
  7. Помните, что физическое наказание и насилие никогда не могут привести к хорошим результатам. Вместо этого научитесь отвлекать ребенка, когда у него бывает настроение или вспышки гнева. Но здесь также важно понимать, что нельзя давать ребенку «взятку» — конфету, вместо того, чтобы его успокоить. В конце концов, он может думать, что это естественно, и вырастет с таким стойким поведением.
  8. Если ребенок в истерике и не чувствует ваших уговоров, оставьте его на несколько минут. Оставь его. Часто истерики и истерики набирают обороты благодаря зрителям. А когда ребенок понимает, что на него никто не обращает внимания, то начинает успокаиваться и быстро отвлекается.

Общение с ребенком

И в тех случаях, когда ребенок не хочет отпускать маму, можно найти приемлемое решение. С ребенком необходимо проводить 30 минут в день, это как раз ваше время, когда вы общаетесь, играете с ребенком. Основные правила следующие:

  • Не растягивайте это время на часы или на целый день;
  • И ребенок должен насытиться вами за это время. Главное, чтобы это время вы проводили продуктивно.

Это основные советы и методы, которые помогут справиться с кризисом первого года жизни, не нанеся вреда психике малыша.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода на первом году жизни колеблется от недели до года, что напрямую зависит от характера ребенка и способности взрослых замечать изменения в своем ребенке с течением времени и реагировать на них.

А иногда родители не замечают кризисных явлений, так как дети спокойны сами по себе, а их взгляды и пожелания всегда учитываются в семье.

У всех детей бывает кризис первого года?

В общем, да, все. Он может проявляться по-разному, но суть примерно такая: ребенок отчаянно нуждается в родителях, значимых взрослых, особенно в матери (в это время можно заметить, что он просто не хочет отпускать руки, постоянно стонет и просит любви и ласки), но в то же время хочет активно учиться и исследовать, часто игнорируя прямые запреты. Прямо сейчас непостоянство поведения — один из основных постулатов существования ребенка, который вчера был красивым маленьким ребенком, а теперь больше похож на ребенка Розмари.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители терпят то, что их дети становятся капризными и продолжают баловать их, даже когда они вырастают. Другие же, напротив, отказываются мириться с сложившимися обстоятельствами и прибегают к непопулярным мерам по отношению к детям. Однако есть методы, с точки зрения психологов, правильные и не очень сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим ребенком.

  1. Максимально устраните ненужные баны. Пусть не будет так много. Чтобы не запрещать ребенку каждый раз брать ту или иную вещь, перенесите эти вещи в недоступное место.
  2. Если ребенок проявляет инициативу и пытается что-то сделать самостоятельно, не останавливайте его.
  3. Если ребенок не хочет есть, не заставляйте его, просто предлагайте. Когда он голоден, он обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего малыша и внимательно относитесь к его просьбам и пожеланиям. Хотя она все еще не знает, как выразить свои мысли, мама, скорее всего, услышит их интуитивно.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего малыша, а не строгими воспитателями, поэтому проводите с ним больше времени — ползайте с ним, играйте с игрушками, которые он предлагает.
  6. Постоянно общается с малышом. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект языкового развития. Поговорите с ним обо всем на свете — поговорите о том, что вы сейчас делаете, что собираетесь делать, спросите его мнение.
  7. Вовлекайте ребенка в повседневные дела. Убедитесь, что ему будет интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, он обязательно поможет вам в следующий раз. Обратитесь к нему за помощью.
  8. Если малыш беспрерывно плачет и никакими уговорами не удается его успокоить, оставьте его в покое, но ненадолго. Когда он поймет, что родители совершенно не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу переключится на другое занятие.

Различия в видении и рекомендациях от разных специалистов

Ниже мы кратко опишем, как разные психологи описывали годичный кризис.

Выготский

Советский психолог выделил стабильные и критические периоды. Скачки и перемены приводят к формированию личности. Кризис первого года жизни — это переход к периоду раннего детства. Автор не считал кризис негативным явлением. Это особая движущая сила, которая перестраивает личность, ведет к развитию, мир начинает восприниматься по-новому.

Эльконин

На основании работ своих предшественников Д.Б. Эльконин сделал некоторые выводы. В кризисных ситуациях развиваются умственные и операционные навыки. Каждый возрастной период связан с социальными характеристиками. Автор выделил эпохи развития, обозначил важнейшие кризисы. Он выделил две системы:

  • Ребенок — общественный субъект. Развиваются операционные и умственные навыки.
  • Взрослая аудитория. Акцент делается на потребительской и мотивационной составляющей.

Ребенок развивается с задержкой по одной из систем. Кризис начинается тогда, когда несоответствие между ними очень велико.

Петрановская

Кризис — это поворотный момент. В это время перестают действовать предыдущие правила. Сначала плато, потом резкий толчок. После плато вы поднимаетесь на другой уровень. В спокойный период идет накопление опыта, тренировки. В кризис 1 год малыш понимает, что звонить ему больше не нужно, можно пойти и забрать его. Получите независимость в движении в пространстве.

Комаровский

Специалист считает, что все проявления тяжелого периода быстро пройдут, если с пониманием отнестись к ребенку. Отрицательные черты характера усиливаются, если взрослые начинают давить на ребенка. В этот период у ребенка появляется доверие к родителям.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Кризиса 1-го года бояться нечего — это естественно. То, что это остро, не должно тревожить родителей.

именно его яркое проявление говорит о том, что ребенок правильно сформирован как личность. А внешнее отсутствие проявлений, создающее иллюзию гармоничного развития, напротив, свидетельствует о том, что психика не получила должного развития. Помните, что недопонимание намного опаснее самого кризиса.

Риски кризиса

Суть кризиса — разлука ребенка с матерью. Мама не всегда понимает необходимость и важность этого отдела. Если потребность ребенка в независимости остается неудовлетворенной, он немедленно реагирует протестом и недовольством на давление взрослых, не уважая его желания.

Если мама регулярно игнорирует желания ребенка, ограничивает самостоятельность, «лучше знает, что нужно ребенку», то негативные реакции ребенка не заставят себя ждать:

  • крик протеста;
  • бурные двигательные реакции (дрожание рук, отказ головой из стороны в сторону);
  • обида и слезы;
  • демонстративная затяжка щек и т д

Ребенок по-прежнему нужен взрослому, но теперь стиль общения должен быть другим. Содействовать разлучению ребенка должен взрослый, как бы тяжело это ни было для самой матери (не все готовы признать рост детей, особенно в столь раннем возрасте).

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация как-то даст о себе знать. При этом не нужно бояться или злиться на ребенка — он не виноват, он просто пытается реализовать себя в большом мире. Запомни это. Попытка избежать кризиса может ухудшить положение. Если этот этап не будет пройден и завершен в соответствующем возрасте, это может впоследствии привести к травмам и другим более серьезным проблемам. Постарайтесь быстро принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игра в прятки или догонялки может помочь ребенку справиться с конфликтом разлуки с матерью. Затем она отделяется и все же остается рядом с ней, потому что рано или поздно мать достигает или находит ребенка.

Чего делать нельзя

Чтобы преодолеть кризис, потребуется много терпения и любви от взрослых. Это может быть сложно, но поведение родителей на этом этапе определяет, какой личностью станет их ребенок в будущем.

Поэтому существует ряд мер, которые категорически не рекомендуется использовать при воспитании ребенка:

  1. Нельзя ругать ребенка, оскорблять его, унижать его

Чаще всего родители злятся и начинают кричать на ребенка. Это самый доступный метод воздействия на ребенка, но самый малоэффективный. Гнев не помогает решить проблему, он только усугубляет ее. При этом ребенок испытывает непонимание, страх, отторжение. Он не понимает, в чем его упрекают, но замыкается только в себе, он не чувствует поддержки родителей, их любви.

  1. Использовать физическое насилие
  2. Снимите игрушку с ребенка, даже если это запрещено
    Попробуйте сменить его на что-нибудь другое, что заинтересует малыша. В дальнейшем храните запрещенные предметы вне поля зрения ребенка.
  3. Удовлетворяйте все капризы ребенка
  4. Запретов должно быть немного, но они должны быть четко определены. Их нельзя нарушать. Это познавательный момент, его нельзя отменить. Поощряйте ребенка делать добрые дела, отвлекайте от невозможного, не ругайте, а объясняйте.
  5. Не оставляйте своего ребенка злым после ссоры

Он не должен думать, что мать бросила его, потому что он плохой.

Источники

  • https://emberint.ru/articles/age_crises/
  • https://n-e-n.ru/firstcrisis/
  • https://detskiy-medcentr-spb.ru/poleznye-materiali/vozrastnye-krizisi-detej/1430-krizis-1-goda-u-rebenka
  • https://okrohe.com/mama-i-rebenok/sovety-po-vospitaniyu-i-obucheniyu/krizis-1-goda.html
  • https://psihter.ru/detskaya-psihologiya/krizis-pervogo-goda-u-rebenka/
  • https://babyzzz.ru/0-1/care/10366.html
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/1-goda
  • https://psychologist.tips/2820-krizis-odnogo-goda-u-rebenka-osobennosti-i-harakteristiki.html
  • https://nutrilak.com/article/krizis-pervogo-goda-zhizni/
  • https://umnyash.com/rebenok-1-3let/1god/krizis-1-goda-u-rebenka-vozrastnaya-psixologiya.html

Оцените статью
Блог о психологии