Кризис 7 лет у ребёнка: как проявляется и как себя вести родителям

Содержание
  1. Норма развития для разного детского возраста
  2. Понятие кризиса 7 лет
  3. Причины изменений в поведении ребёнка
  4. Характеристики
  5. Гендерные особенности
  6. Проблемы с девочками
  7. Проблемы с мальчиками
  8. Продолжительность
  9. Симптомы и причины кризиса 7 лет
  10. Симптом «горькой конфеты»
  11. Манерничанье и кривляние
  12. Демонстративная взрослость
  13. Потеря детской непосредственности и импульсивности
  14. Непослушание
  15. Диагностика
  16. Тест Керна-Йерасека
  17. Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»
  18. Методика Н.И. Гуткиной «Последовательность событий»
  19. Методика А.Р. Лурии «10 слов»
  20. Методика Т.Е Рыбакова «Узнавание фигур»
  21. Тест Д. Векслера
  22. Тест Д. Бука «Дом. Дерево. Человек»
  23. Методика Р. Жиля «Фильм-тест»
  24. Методика В.Г. Щур «Лесенка»
  25. Правила взаимодействия: что делать?
  26. При обесценивании принятых правил
  27. При желании подражать взрослым
  28. При стремлении к самостоятельности
  29. Негативные последствия кризиса 7 лет и их причины
  30. Примеры совместных игр для всей семьи
  31. Чего категорически делать нельзя
  32. Главные ошибки

Норма развития для разного детского возраста

Каждому родителю необходимо знать этапы развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в этой области. Поэтому, если ребенок стал слишком быстро развиваться или наоборот отмечается недоразвитие, отсталость — это должен быть повод для обращения к грамотным специалистам — детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее. умственное развитие детей.jpg
Итак, давайте посмотрим, как обычно должен развиваться ребенок.

  • 0-6 месяцев. По меркам до полутора месяцев у малыша уже должна быть реакция на знакомые эмоции и лица, особенно злость, улыбки, грусть, разочарование. Дети этого возраста начинают реагировать на определенные факторы. Происходит «совместное внимание», при котором ребенок и родитель обмениваются звуками и имитируют эмоции. К тому же дети с каждым днем ​​начинают лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то передать: дискомфорт, жажду, голод. В 2 месяца малыш начинает ходить, в 4 — заикаться.

Также в этом возрасте вы уже можете определить, каким будет ваш ребенок: активным, спокойным, энергичным и так далее.

  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает свое имя и откликается на имя. В течение года ребенок уже может что-то обозначить — определенный предмет или игрушки. Кроме того, большинство детей в возрасте одного года уже произносят определенные слова. В то же время между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Так, если мама, например, куда-то уезжает, малыш начинает волноваться и беспокоиться.

Улучшаются концентрация и память. Уже в возрасте 8 месяцев ребенок понимает, что когда он исчезает из поля зрения, человек никуда не исчезает, он продолжает существовать. умственное развитие детей1.jpg

  • 1-1,5 года. Итак, в этот период начинает проявляться эмпатия: дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В частности, развивается имитация: если ребенок увидит, что мама улыбается, он тоже начнет смеяться. Если мама плачет или расстроена, малыш постарается ее успокоить. К 1,5 годам ребенок уже более-менее может говорить, его словарный запас колеблется в пределах 200 слов. К тому же дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. За это время дети пытаются произносить целые предложения. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет разговаривать, необходимо обратиться к специалисту и установить причины. Но бывают случаи, когда дети поздно начинают говорить. Как правило, это передается на генетическом уровне. Таким образом, дети уже соединяют несколько слов, увеличивают словарный запас, строят определенные фигурки из кубиков и других элементов.

Даже в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вина, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля: дети могут отложить что-то на потом, например, определенную игру. Они также продолжают учиться всему подражать. Примечательно, что в этом возрасте также существует гендерное разделение — например, мальчики предпочитают играть с машинками, девочки — с куклами. Даже дети этого возраста любят изображать себя некими героями в процессе игры. Интересно, что в том же возрасте дети больше не испытывают такого же беспокойства при виде ухода родителей. умственное развитие детей 2.jpg

  • 2-5 лет. Дети этого возраста впервые начинают смаковать дружбу. Они взаимодействуют с другими детьми, изучают некоторые механизмы понимания, проводят время вместе. Важно понимать, что в возрасте 1-4 лет у детей бывают вспышки агрессии и раздражения — это совершенно нормально. Если говорить о норме, то в 4-5 лет очаги исчезают. Дети этого возраста нередко громко говорят за себя. Они также улучшают самоконтроль. Уже к 3 годам игры приобретают социально-драматический характер, у детей часто появляются воображаемые друзья.

примечательно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы проявления эмоций, развивается понимание культурных норм и моральных убеждений общества. Память детей уже становится намного сильнее и шире. Если вы хотите проверить своего ребенка, назовите 4 предмета несколько раз, например, «мяч, кровать, игрушка, йогурт». Обычно об этом должен помнить ребенок.

  • В возрасте 5 лет словарный запас ребенка составляет около 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок может говорить сложными предложениями, использовать в речи разный темп. Даже в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся очень любопытными, засыпая взрослых вопросами «почему и почему». Эти вопросы нельзя игнорировать или отвечать чисто формально, лучше давать развернутые ответы и, что немаловажно, правдивые.

Уже в 5 лет ребенок также понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков и что каждая гендерная группа ведет себя в соответствии с социальными стандартами и нормами. Девочки спокойнее и любят спокойные игры, мальчики наоборот. Кроме того, в 2-5 лет дети учатся удовлетворять свои естественные потребности: самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учитывать, что при этом дети пытаются исследовать половые органы (как они сами, так и их сверстники). Это естественный интерес и не нужно за это стыдить ребенка — так вы только разовьете в нем комплексы.

Понятие кризиса 7 лет

Многие родители считают, что они хорошо осведомлены о том, что происходит с их ребенком в возрасте семи лет, и отменяют тревогу, чтобы адаптироваться к школе. Однако в это время легко упускать из виду зарождающиеся особенности психики и психологии ребенка, которые впоследствии могут привести к очень серьезным проблемам.

Таким образом, 7-летний кризис у ребенка — это переходный период в развитии детской психики, связанный с новыми обязанностями, новыми нагрузками и новыми требованиями, которые предъявляют взрослые. Это серьезное испытание для хрупкой психики. Ребенок как бы «устраняет» из-под контроля, он перестает подчиняться, как будто контролирует границы дозволенного.

В этом возрасте ребенок осознает свое «я», свою личность и пытается понять, какое место занимает эта личность в окружающем мире. Начинается осознание не только физической оболочки, но и ментальной оболочки. Возникают первые сознательные конфликты с обществом, первые несоответствия внешнего и внутреннего мира. Эти противоречия требуют решения, так как часто ребенок не может справиться самостоятельно из-за незрелости психики и отсутствия жизненного опыта.

Причины изменений в поведении ребёнка

Семилетний кризис у ребенка в основном связан с социальным развитием, обязательными образовательными стандартами. Фактически, согласно действующему законодательству, ребенок с нами должен поступить в первый класс в четко определенный период времени — не ранее 6,5 лет и не позднее 8 лет (в некоторых случаях возможно раннее зачисление в школу — с разрешения) директора конкретного учебного заведения).

Первые ученики гуляют с цветами

Семилетний кризис напрямую связан с социальными нормами, с необходимостью ходить в школу в определенном возрасте

В данном случае название «7-летний кризис» несколько условно. Психологи утверждают, что эти изменения личности начинаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет. Здесь все индивидуально и зависит от особенностей психики ребенка и возраста, в котором его отдали в школу. В конце концов, кто-то становится учеником начальной школы в 6 лет, а кто-то почти в 8 лет.

Начало кризиса связано с ростом ребенка в связи с осознанием его новой социальной роли как ученика. Сложность заключается в том, что ребенку часто бывает сложно быстро к ней адаптироваться:

  1. Меняется распорядок дня (особенно, если ребенок раньше не ходил в детский сад или не ходил туда регулярно).
  2. Появляется ответственность (необходимо выполнять задания учителя, поддерживать внешний вид и т.д.).
  3. На уроках нужно быть спокойным и сосредоточенным, пока ребенку хочется поиграть, повеселиться.
  4. Мальчик попадает в новый круг общения (особенно, если он не был знаком со своими одноклассниками).

Ученик устало качает головой

Наступление кризиса связано с тем, что ребенок начинает выполнять свою новую роль ученика, но не может к ней привыкнуть

Характеристики

Если до наступления дошкольного кризиса ребенок открыт и понятен родителям, то с его наступлением он теряет былую непосредственность. Психологи выделяют несколько характерных черт, характерных для 7-летнего кризиса.

  • Избегайте действий без колебаний и сомнений. Раньше ребенок почувствовал желание и сразу приступил к реализации задуманного. Теперь сначала подумайте, куда его приведут действия. Он начинает скрывать от взрослых внутренние переживания, использовать ложь в своих целях.
    Кризис 7-летнего ребенка
  • Понимание переживаний. Ребенок перестает руководствоваться предпочтениями значимого взрослого. Он начинает понимать свои эмоции и ориентироваться в них, осознавать, что ему нравится.
  • Появление карикатурного, претенциозного или вынужденного поведения. Ребенок проявляет интерес ко всему новому, ищет новые социальные роли, а затем начинает копировать интонации и поведение окружающих его людей.
  • Занимайтесь обязательной полезной деятельностью. Растущий человек испытывает желание занять престижное место в обществе, заняться деятельностью, которую общественность считает значимой. Он открывает такое понятие, как «статус» человека.
  • Поменяйте свое место в отношениях со взрослыми. Ребенок серьезно пытается вступить в межличностные отношения.
  • Возникновение отрицательного отношения к незаслуженной похвале или положительным оценкам. Ребенок перестает радоваться одобрению, которое получил нечестно, старается соблюдать общепринятые правила.
  • Девальвация «инфантильного» образа жизни. Ребенок начинает нарушать установленные ранее правила, хочет занять позицию взрослого, осваиваться в новой для себя роли. Постарайтесь поступить по-своему, с самого начала выступить против взрослого, чтобы убедиться, что он действует по своей собственной воле.
  • Измените характер общения со сверстниками. Во время общения и игр ребенок начинает руководствоваться правилами справедливости и приоритета. Имеет стабильные дружеские отношения с другими детьми.

Психология возраста связывает 7-летний кризис не только с изменением отношения к взрослому ребенку и предстоящим обучением в школе, но и с трансформациями его тела на физиологическом уровне.

  1. Восстановите иммунную систему. Уровень иммуноглобулина соответствует уровню взрослого человека, но слизистые оболочки еще не обеспечивают достаточной защиты организма. В возрасте 6-7 лет множественные стрессоры провоцируют формирование аллергических и многих хронических заболеваний.
  2. Созревание лобных долей мозга. Эти области отвечают за логическое мышление. Благодаря им у ребенка появляется возможность планировать свои действия, прогнозировать последствия действий, создавать и поддерживать целостные образы. Он перестает руководствоваться только желаниями, он становится способным делать то, что необходимо.
  3. Обострение эмоциональных реакций. Из-за подвижности нервных процессов ребенок проявляет беспокойство, резкую агрессию. Он не может контролировать или сдерживать свои чувства, поэтому у него внезапные перепады настроения.

Если взрослые мешают ребенку на этом этапе жизни самостоятельно выполнять действия, пробовать свои силы, ошибаться, они не дают ему научиться использовать новые возможности. Разумное воспитание позволит ребенку заложить основы самоуправления, независимости, активности, ценностных ориентаций и личных смыслов.

Гендерные особенности

Семилетний кризис по-разному воспринимается мальчиками и девочками. Родители должны знать эти нюансы, чтобы приспособиться к их помощи и поддержке в это трудное время. Дети этого возраста уже начинают осознавать свои гендерные различия, и это влияет на поведение.

Проблемы с девочками

Несмотря на кризис, 7-летняя девочка очень часто оказывается прилежной ученицей, отличающейся усидчивостью, аккуратностью и сосредоточенностью. Но все внутренние противоречия, которые он ловко маскирует в школе с учителем, прорываются как в общении с одноклассниками, так и дома. Девушки, общаясь друг с другом, много лгут, соревнуются по внешнему виду. Часто вступают в конфликт с мальчиками. Родители часто устраивают истерику: хочу надеть это платье, проколоть уши, купить косметику и т.д.

Взрослые должны направлять творчество девочек в правильное русло: поддерживать успехи в учебе, хвалить положительные качества, вступать в кружки (рукоделие, танцы, пение).

Проблемы с мальчиками

Для семилетнего мальчика самое главное — проявить себя перед всем миром и соперничать. Он конфликтует не только с девочками, но и с другими мальчиками, чтобы заявить о себе. Он интересуется оружием, компьютерными играми, технологиями, спортом, всем, кроме учебы. Эмоциональный фон крайне нестабилен в силу гендерных особенностей. Он не умеет держать чувства при себе. К однообразной работе сложно привыкнуть. Старшеклассник с плохой репутацией часто становится авторитетом.

Чтобы помочь детям преодолеть 7-летний кризис, необходимо максимально повысить их интерес к учебе, разнообразить повседневную жизнь школы и дать им возможность излить накопившиеся чувства. Утихомирить «шторм» помогут спортивные секции.

Продолжительность

Кризис не начинается точно, когда ребенку исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало первому школьному дню. На самом деле все намного сложнее.

Подготовка к школе начинается рано, и к концу детского сада уроки становятся более трудными, а воспитатели более требовательными. Ребенок чувствует изменения и нарастает давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникнуть в возрасте пяти-шести лет. Однако есть еще одна категория детей, которые начинают осознавать всю тяжесть нового бремени после того, как пойдут в школу.

Каждый входит в состояние кризиса, когда психика дает адекватную реакцию на накопившиеся трудности. Симптомы формируются медленно, и на ребенка постепенно ложится новая ответственность. Психологи говорят, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходной фазы в росте зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Симптомы и причины кризиса 7 лет

Обычно 7-летний кризис начинается в старшем дошкольном возрасте. О его приближении может сигнализировать быстрая утомляемость, повышенная раздражительность ребенка. Он требует внимания к себе, ему трудно контролировать свои чувства. В течение 5-8 месяцев другие проявления кризиса можно наблюдать в течение 7 лет.

Симптом «горькой конфеты»

Ребенку может быть плохо, но постарайтесь скрыть этот факт и сделать вид, что все хорошо. В результате ребенок замыкается на себе, входит в переживания, но не демонстрирует своего истинного эмоционального состояния. Как следствие: конфликты с родителями, сложное воспитание и неконтролируемость.

Манерничанье и кривляние

Поведение ребенка становится пафосным, преувеличенным, появляется демонстративная наивность. Он начинает что-то скрывать, придумывает несуществующие события или роли.

Демонстративная взрослость

Ребенок уделяет большое внимание своей внешности, прическе, одежде. Главное требование — не выглядеть маленьким. Таким поведением он демонстрирует желание и стремление быть похожим на взрослого человека.

Потеря детской непосредственности и импульсивности

Возникает ситуация переживания, возникающая между желанием и действием. Иногда можно заметить паузу между обращением взрослого к ребенку и его ответом. В этот момент ребенок как бы думает о том, что нужно сделать и какое значение это действие будет иметь для него.

Непослушание

Ребенок отказывается выполнять обычные обязанности или мирскую деятельность. Запросы оспариваются или задерживаются. Возникает трюк.

Могут наблюдаться и другие изменения в поведении, характерные для других детских возрастных кризисов: истерики, упрямство, острая реакция на критику. Иногда проявляется чрезмерная агрессия. А другие дети наоборот стесняются.

Причинами таких негативных явлений можно считать то, что ребенок, повзрослев, теряет прежние формы поведения, но еще не приобрел другие. То есть это область неопределенности и исследований.

У 7-летнего кризиса есть не только негативные симптомы.

  • Дети проявляют больший интерес к общению со взрослыми, с удовольствием поддерживают беседу, делятся историями из своей жизни и демонстрируют в разговоре свою рассудительность.
  • Появляются уроки хобби: определенные обязанности ребенок берет на себя по собственному желанию.

Положительные стороны любого кризисного периода заключаются в дальнейшем развитии. Негативные проявления также способствуют самосовершенствованию, приобретению новых знаний, навыков и умений.

Диагностика

Диагностика криза у 7-летнего ребенка — одна из важных задач психологии развития. Благодаря своевременному обследованию родители имеют возможность оценить готовность ребенка к школе, выявить проблемы в его развитии, определить их причины и провести уроки развития.

Методы испытаний имеют разный уровень сложности. Они позволяют провести для школы психологическую, когнитивную, интеллектуальную, эмоциональную диагностику личности ребенка, проанализировать особенности его личности и уровень социальной адаптации.

Тест Керна-Йерасека

Методика помогает составить суждение об общем развитии, моторике ребенка, его способности контролировать себя.

Во время теста его просят нарисовать мужскую фигуру по памяти, нарисовать написанные буквы, а затем группу точек. Высокие результаты — надежное подтверждение успешности будущего школьного образования. Низкие баллы не означают плохую успеваемость. Они служат возможностью оказать образовательную и эмоциональную поддержку.

Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»

Тест выявляет способность ребенка слушать инструкции взрослого, следовать им и действовать самостоятельно по указанию психолога. Когда он проходит тест, ему дают листок бумаги в клетке с четырьмя точками. На нем начертите выкройку под диктовку, а потом продолжайте самостоятельно. Помимо самоконтроля, тест определяет способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Методика Н.И. Гуткиной «Последовательность событий»

Исследование позволяет диагностировать способность ребенка к обобщениям, оценить уровень развития его мышления и речи. Перед ним расположено несколько изображений, изображающих разные фазы действия.

Ребенка просят разложить изображения на смысловые ряды и на основе изображений придумать рассказ. Во время рассказа он продемонстрирует логическое мышление, размер словарного запаса, особенности произношения, согласованность частей речи.

Методика А.Р. Лурии «10 слов»

Тест предназначен для определения уровня внимания, памяти и утомляемости ребенка.

Его просят запомнить 10 слов, между которыми нет связи. Психолог оценивает количество слов, которые ребенок запоминает в первый раз и после нескольких повторений, а также сколько слов он может воспроизвести после одной или нескольких попыток. Исследование помогает скорректировать учебную нагрузку и распорядок дня испытуемого.

Методика Т.Е Рыбакова «Узнавание фигур»

Тест позволяет оценить особенности восприятия ребенка. Его просят запомнить 9 фигур на одном рисунке, а затем найти их на втором рисунке среди других изображений. Количество подтверждений указывает на объем и уровень развития зрительной памяти.

Тест Д. Векслера

Исследование позволяет оценить интеллект и умственное развитие ребенка. Психолог задает ему вопросы, касающиеся общей осведомленности, словарного запаса, нахождения сходств. Затем специалист предлагает ребенку сложить фигурки для ребенка, найти недостающие детали на картинке и определить последовательность картинок.

Тест Д. Бука «Дом. Дерево. Человек»

Диагностика выявляет эмоциональное состояние ребенка. Его просят нарисовать дом, дерево, человека и подробно спрашивают о рисунке. Методика помогает оценить степень уверенности в себе, конфликта, беспокойства и других характеристик самосознания.

С этой же целью психологи используют методику О.А. Ореха «Домики» и тесто «Сказка» К. Тейлора».

Методика Р. Жиля «Фильм-тест»

Тест позволяет получить представление о модели поведения ребенка, доминирующих чертах его характера, уровне социально-психологической адаптации.

В ходе исследования ребенку предлагается рассмотреть изображения с различной фактурой и ответить на вопросы о своей реакции, найти подходящее для себя место на фото. Методика дает ответы на вопросы, касающиеся отношения ребенка к членам семьи, друзьям, его стремления к конфронтационному поведению, одиночеству и доминированию.

Методика В.Г. Щур «Лесенка»

Тест помогает составить представление о самооценке ребенка. Ему показывают нарисованную лестницу. Затем они объясняют, что «худшие» дети находятся на нижней ступеньке, а «лучшие» дети — на верхней, и предлагают выбрать себе ступеньку. По результатам выбора и обследования ребенка специалист диагностирует заниженную, завышенную или адекватную самооценку.

Диагностическое обследование, проведенное детским психологом, имеет высокую степень надежности. Сделать это можно в детском медицинском центре, психологическом центре, по предварительной записи у специалиста. Продолжительность консультации может варьироваться от 50 минут до 1,5 часов. Стоимость услуги в зависимости от уровня психолога и центра составляет 2500-6000 рублей.

Детский психолог установит с ребенком уверенный контакт, индивидуально подберет методы. По результатам он обозначит психологическое состояние, степень готовности к школьному обучению и даст рекомендации родителям. При необходимости специалист назначит сеансы коррекции.

Правила взаимодействия: что делать?

фото 16357_3
Основные правила, которым нужно следовать:

  • Не повышай голос. Негативное настроение родителей не должно отражаться на детях.
  • Объясните свои потребности. Семилетний ребенок вполне способен усвоить правила и должен точно понимать, чего от него хотят, а не почему так решили мама или папа.
  • Не нарушайте сами установленные правила и не изменяйте установленные для ребенка.
  • Не ограничивайте общение с коллегами.
  • Его нельзя сравнивать с другими.
  • Если в школе возникают проблемы, игнорировать их нельзя, нужно найти способ помочь.
  • Относитесь к младшему школьнику как к взрослому.

Если кризис и поведение ребенка выходят из-под контроля, то лучше всего обратиться к психологу или обратиться за советом к опытному педагогу.

Родители должны всячески проявлять любовь и уважение к личности растущего человека. Однако это не значит, что вы должны потакать каждой его прихоти и удовлетворять каждое желание. Растущая личность должна понимать, что есть пределы, но необходимо объяснить, почему.

Семилетний ребенок уже вполне осознает свой возраст, может усвоить множество правил и следовать им.

Распорядок дня хороший и правильный, но время для отдыха должно быть. По выходным следует дать возможность расслабиться, заняться любимым делом и отдохнуть.

Дети очень устают от учебного процесса, особенно в первые месяцы посещения школы, когда привыкают к новым правилам, режиму, более активной деятельности — умственной и физической. Переутомление приводит к появлению агрессии, отказу от учебы, соблюдению установленных правил.

При обесценивании принятых правил

фото 16357_4
При обесценивании правил ребенок часто груб, проявляет упрямство, спорит по любому поводу, ломает игрушки.

Задача родителей — твердо и спокойно настаивать на выполнении правил, объяснять, что грубить взрослым и детям недопустимо. Вы можете сказать ребенку, что он теперь взрослый, поэтому он должен действовать соответственно.

Очень важен пример близких родственников: ребенок учится поведению у взрослых. При этом нужно повышать самооценку, не наказывать, а подсказывать, как вести себя лучше и правильнее.

При желании подражать взрослым

Естественная склонность растущего человека — вести себя как взрослый. Следует поощрять положительные стороны: желание работать, учиться. Стремление быть похожим на взрослого способствует силе воли, смелости и независимости. Родители должны перестать относиться к младшему школьнику как к ребенку, иначе это вызовет еще большее сопротивление.

Вы считаете себя взрослым, а значит, должны соблюдать определенные правила. Мама и папа работают, твоя работа учится.

При стремлении к самостоятельности

Поддерживать ребенка в его стремлении развиваться, познавать мир, стать более независимым, давать простые задания, которые он сможет выполнить. Развитие самостоятельности в этом возрасте необходимо для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог смело и активно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно решать текущие проблемы и задачи, не полагаясь на взрослых.

Негативные последствия кризиса 7 лет и их причины

Обычно начало школьной жизни приводит к окончанию кризиса через 7 лет. Ребенок идет в школу, приобретает новый статус и социальное положение. Есть возможность в достаточной степени проявить свою независимость. Поведенческие трудности, вызывающие тревогу у родителей, постепенно исчезают.

Однако есть и негативные последствия семилетнего кризиса. Это включает:

  • низкая успеваемость, отсутствие желания учиться;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • неадекватная самооценка, повышенная тревожность, что может привести к развитию невроза.

Как правило, проблемы возникают, когда родители пытаются сохранить прежние формы взаимодействия с ребенком, которые уже не эффективны. Нежелание понять и принять факт взросления ребенка, ограничение его самостоятельности и инициативы, а также попытка развалить и приспособить ребенка к себе приводят к обострению симптомов кризиса.

В этот возрастной период ребенок пытается понять свое поведение. Трудности в освоении новых форм поведения могут возникнуть при неоправданном самоконтроле и самоконтроле. Эти явления возникают, если проявления ребенком независимости и независимости часто заканчивались неудачей или когда он был слишком строго наказан за любое проступок. В таких случаях ребенок покидает автономию, теряет инициативу, чтобы больше не быть наказанным или не испытать ситуацию неудачи.

Поэтому поведение родителей в критические периоды жизни ребенка — один из важнейших моментов в воспитании личности и успешном преодолении этого сложного этапа развития.

Примеры совместных игр для всей семьи

Учеба становится основным видом деятельности, но игры также играют важную роль в развитии, расслаблении и отдыхе.

Если у ребенка есть любимые игры, не стоит их запрещать — по мере роста они будут постепенно отходить на второй план. Игры помогают изменить психику, отдохнуть от учебы.

Полезны спортивные игры на свежем воздухе — они позволяют избавиться от лишней энергии, отдохнуть от учебного процесса. Детей этого возраста больше привлекают командные игры

В этот период детям могут быть интересны интеллектуальные игры, творчество. Детский театр, разыгрывая сцены, является прекрасным примером игровой деятельности. Дети творчески развиваются. Воспроизведение сцен полезно для развития памяти и воображения.

фото 16357_5
Примеры игр:

  1. «Штанга». Позволяет расслабиться, снять напряжение. Представьте, что на полу стоит штанга. Вы должны наклониться, взять его, вдохнуть и поднять. Представляете, как это сложно. Затем медленно опустите его.
  2. Тактильная игра. На стол кладут несколько предметов: твердый, мягкий — кусок меха, бумагу, кисть, куб и т.д. Взрослый держит предмет над рукой ребенка и просит передать ощущения.
  3. «Заморозка в нужной форме». Тренировка внимания, координации движений. В группе интереснее играть. Каждый движется по кругу, когда лидер хлопает в ладоши, необходимо застыть в определенном положении. Например, одна поп-поза — аист, две — медведь, три — подхватить движение.

Чего категорически делать нельзя

Этот кризисный период достаточно тяжелый, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для детской психики. Нельзя навязывать новые обязанности и социальные отношения, нельзя приучать ребенка к ним силой: это, в конце концов, приведет его не к большей самостоятельности и ответственности, а только к большему «послушанию».

Ребенок рискует остаться недоразвитым; отсюда и проблемы с обучением, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребенку его социальную роль «сверху» — он должен занять свое место в самой социальной системе, основываясь на своих наблюдениях, наклонностях и имеющемся жизненном опыте.

Главные ошибки

Чтобы не усугубить течение кризиса, чтобы не потерять доверие ребенка, важно, чтобы родители не допустили ряда ошибок:

  1. Физическое наказание. При этом ребенок испытывает унижение, начинает бояться родителей, теряется доверие. Физическое наказание способствует снижению самооценки, младший ученик может стать застенчивым, неуверенно избегать насилия, начать лгать своим родителям, скрывая различные факты, например, академические неудачи, проблемы в школе, ошибки со сверстниками и совершенные ошибки.
  2. Критика: «ты плохой», «ты не справляешься», «ты неудачник», ребенок будет утвержден в этом мнении, потому что мнение родителей все еще важно для него. В результате падает мотивация к учебе, человек чувствует себя обделенным, недостойным награды, и у сверстников начинаются проблемы с самоидентификацией.
  3. Запретите общаться с конкретным мальчиком или девочкой, говоря, что он плохой, недостойный их неблагополучной семьи.
  4. Вы не можете сказать сегодня одно, а завтра передумаете: «Ты уже взрослый, ты должен выполнить тот и этот другой долг», а на следующий день: «Ты маленький, ты не сможешь этого сделать».
  5. Сравнение с другими детьми: говорят, что ребенку хуже в школе, он себя ведет, другим детям лучше. Это снижает самооценку и мотивацию.
  6. Вы не можете высмеивать ошибки, ошибки. Если ребенок сделал что-то не так, нужно спокойно объяснить ему, как это нужно было делать или почему этого нельзя было делать.
  7. Повысь свой голос. Ребенок становится нервным, мотивация к учебе снижается, возможны истерики.
Источники

  • https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/psikhicheskoe-razvitie-detey/
  • https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/krizis-7-let-psihologia.html
  • https://babyzzz.ru/parents/kids/35563.html
  • https://healthperfect.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
  • https://ponervam.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
  • https://detskiy-medcentr-spb.ru/poleznye-materiali/vozrastnye-krizisi-detej/1938-krizis-7-let-u-rebenka-simptomy-kharakteristika-rekomendatsii-roditelyam-malchikov-i-devochek
  • https://kukuriku.ru/razvitie/krizisy/7-let/
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/7-let/kak-pomoch
  • https://PsyLogik.ru/57-krizis-semi-let.html

Оцените статью
Блог о психологии