Рефлексия: что это в психологии

Что это такое

Этот термин происходит от латинского «Я размышляю», что означает «возвращаться». Правильно сказать «рефлекс» — ударение на букву Е.

Рефлексия — это способность сосредоточить внимание и мысли внутрь себя: оценивать свои действия, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения.

Это понимание своего «Я», конструктивная критика своих действий, конфронтация с другими за соблюдение установленных норм и правил. Рефлексивный человек становится внешним наблюдателем самого себя.

Прародителем этого термина является наука философия. Интерпретируйте отражение как инструмент размышления о человеческом существовании. Сократ писал, что это явление — единственный путь к внутреннему совершенствованию и духовному прогрессу через освобождение от навязчивых мыслей, стереотипов и предрассудков.

Пьер де Шаден писал в своих научных трудах, что рефлексия — это не только знание, но и способность осознавать это знание. Он также отметил, что это свойство доступно только человеку (подобно сознанию), которое считается наиболее развитой формой жизни из всех доступных на планете.

Рефлексию изучали многие философы — их взгляды схожи, поэтому нет смысла писать о них отдельно.

Формы рефлексии

Есть также три формы отражения, которые зависят от их направленности:

  1. ситуационный — анализ происходящего в настоящее время (в этот момент сижу на диване и пишу этот текст);
  2. ретроспектива — оценка прошлого опыта. Этот модуль полезен тем, что мы можем делать для себя полезные выводы, основываясь на предположениях о прошлых событиях (вчера я писал текст на том же диване, и телевизор меня беспокоил. Поэтому сегодня я работаю в тишине);
  3. перспективный — думай, планируй на будущее. Готовлюсь к грядущим мероприятиям (может, завтра возьму выходной и лягу на этот диван).

Гендерный подход

Существует теория гендерного подхода к процессу рефлексии. Согласно этому стереотипу, подразумевается, что женщины более склонны к размышлениям, чем мужчины, и это якобы связано с более тонкой психической регуляцией слабого пола. Нет никаких научных доказательств этого спорного утверждения.

Есть ряд наблюдений ученых-психологов, в которых наблюдается разное проявление рефлексии у представителей разного пола.

Таким образом, было обнаружено, что женщины с низким уровнем рефлексии более склонны защищать свои интересы за счет интересов других. Проще говоря, неразумные и невразумительные женские личности более скандальны и имеют более спорный характер. А рефлексивные представительницы женского пола предпочитают найти компромисс и выйти из скандала, нежели ввязываться в конфликт.

А вдумчивый мужчина в конфликтной ситуации выступает в роли борца, отстаивающего собственные интересы. Мужчины с минимальным показателем рефлексии продемонстрируют адаптивное и адаптивное поведение в конфликтной ситуации.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что рефлексия — это человек, который думает, чувствует, анализирует. Это свойство человеческой натуры отличает нас от других представителей живого мира, и именно это свойство способно вывести человеческую личность на новый качественно иной уровень развития.

Способность к рефлексии

На вопрос о том, обладает ли каждый человек такой способностью, нельзя ответить утвердительно. Но развить в себе такое качество вполне возможно. По словам А.В. Карпова, если человек может воссоздать и проанализировать свои собственные или чужие мысли, выделить ключевые моменты и их последовательность в высказывании, а затем объективировать их, то у него сформировалась эта психологическая установка.

Что на самом деле влияет на способность человека размышлять? Это:

  • умение находить выход из сложных ситуаций;
  • умение решать важные жизненные задачи;
  • желание переосмыслить свое поведение.

Как проявляется рефлексия?

Девушка в лесу

Отражение помогает человеку понять, как он выглядит со стороны, поэтому это один из важнейших механизмов личностного развития. Под его влиянием человек погружается в самоанализ, формирует желаемые привычки, учится лучше понимать связь между своими действиями и событиями, которые за ними следуют. Это обеспечивает развитие одного из важнейших компонентов нашего интеллекта — способности предсказывать последствия наших действий.

Влияя на наше восприятие, отражение выполняет такие функции, как:

  • избавиться от деструктивных и просто нежелательных мыслей;
  • формирование логического мышления;
  • улучшить контроль над своими мыслями и действиями;
  • понимать их преимущества и недостатки;
  • развитие самокритики;
  • формирование умения видеть взаимосвязь действий и последствий;
  • планирование обучения;
  • поиск решений сложных проблем;
  • найти скрытые таланты и способности.

Все эти моменты положительны, но размышления не всегда полезны. Чрезмерное размышление о своих ошибках заставляет человека тратить много эмоциональной энергии, и это не самые худшие последствия саморефлексии. Поэтому важно научиться размышлять умеренно и осознанно, не нанося вреда своей психике.

Как научить правильно рефлексировать

Если вы хотите повысить свой уровень рефлексии, воспользуйтесь приведенными ниже советами. Для достижения реальных результатов необходимы два важных условия: актуальные упражнения и их регулярное выполнение.

Итак, что нужно делать? Пойдем по порядку.

Проанализируйте свои действия и принятые решения.

важно сделать это правильно: постарайтесь посмотреть на себя со стороны, не оценивая себя и свои действия как ужасные или, наоборот, идеальные. Первое создает страх попробовать что-то новое, второе делает невозможным увидеть истинные ошибки.

Позвольте мне привести личный пример того, как я размышляю. Итак, для начала я визуализирую свой образ, но, думаю, это кто-то другой (легче избежать чувств, которые я мог бы испытывать к себе).

Я смотрю глазами стороннего наблюдателя и задаю себе следующие вопросы:

  1. как он (на картинке) мог сделать больше (думаю, 3-4 варианта);
  2. каких ошибок можно было избежать;
  3. то, что нельзя было сделать вообще;
  4. что можно добавить и так далее

Ваша задача всеми возможными способами обдумать произошедшее, тем самым расширив границы будущего опыта и повысив эффективность своих действий в будущем.

Как можно больше общайтесь с людьми — вы улучшите свои коммуникативные навыки, станете лучше понимать других и достигнете большего в разговоре.

Задайте еще вопросы, проверьте свои фантазии. Например, вы думали, что молчаливый человек грустит. Вы спрашиваете его, так ли это? Может, он просто думал о том, как будет отмечать свою следующую годовщину.

желательно знакомиться с новыми людьми, у которых другой взгляд на мир (что это?) Из вашего. Воспринимая что-то новое, мы становимся более гибкими и расширяем свое восприятие мира, что позволяет легче справляться с жизненными трудностями.

Проводите свой день каждую ночь.

Какими событиями он был наполнен? Что было хорошо, а что не очень хорошо. Запоминайте все до мельчайших деталей. Эта привычка научит вас видеть причинно-следственные связи между вашими действиями и результатами. Люди, которые пользуются этим советом, редко задают такие вопросы, как «Как это произошло?», «Зачем мне это нужно?», «Кто виноват в случившемся?».

Что ж, те, кто живет на машине, приходят в ужас от жизненной ситуации, в которой они оказываются, когда приходят в себя. За этим следует разочарование, чувство вины и депрессия. Чтобы этого не случилось, держите палец на запястье (привыкайте думать). Да поможет тебе отражение!

Как развить рефлексию

Лучший способ овладеть каким-либо навыком — начать его практиковать. Чтобы развить рефлексию, вам нужно начать это делать.

Как это сделать?

  • Попытайтесь понять, что вы чувствуете прямо сейчас. Привычка внимательна к возникающим радостям, гневу, желанию и связывать их с текущими событиями или общением с определенными людьми.
  • Следите за историями, на которые вы слишком сильно и болезненно реагируете. Если определенные события влияют на вас особенно сильно, вам нужно понимать, что является триггером.
  • Если вы заметили, что в процессе обдумывания чего-то вы испытали меланхолию и болезненные эмоции, то лучше прекратить копать и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям не обойтись без помощи специалиста.
  • Откажитесь от полного контроля над реальностью. Отражение — не повод ставить материальный мир по полочкам. Позвольте жизни течь из вашего участия.
  • Вечером можно «плыть» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, и строить планы на завтрашний день.
  • Для развития рефлексии возьмите за правило систематически размышлять о любом интересующем вас явлении или объекте.

Приобретя навыки мышления, вы можете задать себе несколько вопросов и дать честные ответы:

  • Подумайте, есть ли в прошлом что-нибудь, к чему стоит вернуться и попытаться начать все сначала. Это может быть семья, работа, хобби, друзья и т.д. Иногда возвращение в прошлое означает начало нового этапа.
  • Четко сформулируйте, что вам нравится и что делает вас счастливым. Это будет стратегическая цель, которой вы должны посвятить свою будущую жизнь.
  • Если вас не устраивает то, где вы сейчас находитесь, определите действия, которые необходимо предпринять, чтобы выбраться из этого положения. Не впадайте в самобичевание и не обвиняйте во всех проблемах внешние обстоятельства.
  • Ответьте на вопрос честно, что вы делаете не так. Не надо заламывать руки вопросом «Зачем мне это?» Возьмите на себя личную ответственность за неудачу. Где была ошибка, недостаток? Правда может быть неприятной, не без этого сложно что-то исправить.
  • Если вы не ответили на вопрос, проанализируйте, было ли испробовано все возможное, или вы можете попробовать что-нибудь еще.
  • Проанализируйте действия с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и думать о каждом шаге. Однако, несмотря на нехватку времени, приоритезация становится необходимой.

Считается, что цель жизни — в самой жизни, получать от нее удовольствие и то, что соответствует нашим внутренним потребностям. Думайте с умом, получайте желаемое и будьте счастливы!

Как использовать рефлексию с пользой?

Девушка в озере

Любое умение эффективно развивается только при регулярном использовании. Чтобы развивать рефлексию, вам нужно регулярно ее практиковать. Вот несколько упражнений, которые позволят вам делать это наиболее осознанно:

1. Осознавайте настоящие чувства. Это хорошая привычка практиковать всякий раз, когда меняется окружающая среда. Вы чувствуете, что ваше эмоциональное состояние изменилось? Прислушивайтесь к своим ощущениям, постарайтесь понять, что вы сейчас чувствуете, что вас беспокоит. Очень часто есть вещи, которые не очевидны.

2. Выделите ситуации, на которые вы наиболее болезненно реагируете. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, может помочь вам определить проблемные области и целенаправленно работать над ними.

3. Научитесь сознательно прекращать копать самостоятельно. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, оно только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этим процессом можно целенаправленно управлять. Скажите себе, что вы подумаете об этом позже, а теперь вам нужно заняться.

4. Не пытайтесь все контролировать. Невозможно все контролировать, некоторые вещи действительно лучше оставить в потоке. Позвольте сюрпризам и сюрпризам случаться периодически, и сосредоточьтесь на контроле над наиболее важными аспектами своей жизни.

5. Вечером медитируйте над своим днем. Это здоровая привычка, которую практикуют многие успешные люди. Подумайте, что было необыкновенного в этот день, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки были допущены.

6. Тщательно продумайте все, что вас интересует. Выберите интересующий вас предмет и подумайте о его природе. Интерес сделает этот процесс легким и увлекательным, а вы разовьете глубокие аналитические способности.

Этапы развития

Первый этап начинается примерно в 3 года. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъект деятельности и всеми возможными для него способами пытается доказать это взрослым. Он только начинает осваивать новые для себя правила жизни в обществе. Но пока он не может ни оценить свои действия, ни проанализировать их. Самокритика ему пока недоступна.

Второй этап охватывает период обучения в начальной школе и частично на среднем уровне (от 6 до 10 лет). В это время ребенок активно осваивает и осваивает навыки социального самоанализа и рефлексии.

Третий этап — возраст от 11 до 15 лет считается подростковым. Это период, когда дети начинают критически относиться к себе: она недовольна своей внешностью, уровнем усвоения знаний. Нервная система подростков нестабильна, что выражается в излишней эмоциональности, перепадах настроения. Именно в этом возрасте взрослым особенно важно поддерживать своего ребенка. Это способствует адекватному развитию навыков рефлексии.

Четвертая фаза — подростковый возраст, который длится от 16 до 20 лет. Мальчики и девочки этого возраста в полной мере демонстрируют умение объективно оценивать свою деятельность. Эта способность улучшается с опытом, когда вы осваиваете новые виды деятельности.

Возрастные этапы развития рефлексии

Самопознание

Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и его первая стадия приходится на 3 года. Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъект деятельности и пытается продемонстрировать это всем окружающим, часто проявляя упрямство и непослушание. В то же время ребенок начинает усваивать социальные нормы и учится приспосабливать свое поведение к потребностям взрослых. Но на данный момент ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни самокритика.

Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.

Третья фаза — юность (11-15 лет) — важный период становления личности, когда закладываются основы способности к самооценке. Развитие самоанализа в этом возрасте часто приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные отрицательные эмоции у детей, остро испытывающих недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т.д. Это осложняется эмоциональностью и нестабильностью нервной системы подростки. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.

Четвертый этап — ранний подростковый возраст (16-20 лет). При правильном формировании личности умение размышлять и управлять ею в полной мере проявляется уже в этом возрасте. Поэтому развитие самокритики не мешает рациональной и осмысленной оценке собственных возможностей.

Но даже в преклонном возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет развития новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.

Как развить рефлексию у взрослых

Если вы чувствуете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти навыки можно развить в любом возрасте. Лучше всего начинать развитие рефлексии . с рефлексии. То есть с ответом на следующие вопросы:

  1. Зачем тебе рефлексия, чего ты хочешь добиться с ее помощью?
  2. Почему вас беспокоит незнание своего внутреннего мира?
  3. Какие аспекты или аспекты вашего «я» вы хотели бы узнать лучше?
  4. Почему, с вашей точки зрения, вы не занимаетесь рефлексией и не включаете ее в свой бизнес?

Последний пункт особенно важен, потому что самопознание часто сдерживается особым психологическим барьером. Человеку может быть страшно заглядывать в свою душу и подсознательно сопротивляться необходимости анализировать свои действия, мотивы, влияние на окружающих. Так спокойнее и не нужно испытывать стыда и угрызений совести. В этом случае можно порекомендовать такое небольшое упражнение.

Встаньте перед зеркалом, посмотрите на свое отражение и улыбнитесь. Улыбка должна быть искренней, ведь вы видите самого близкого вам человека, перед которым у вас не должно быть никаких секретов и секретов. Скажите себе: «Привет! Ты — я. Все, что у тебя есть, принадлежит мне. И добро, и зло, и радость побед, и горечь поражения. Все это драгоценный и очень необходимый опыт. Я хочу знать это я хочу использовать. Не грех делать ошибки, стыдно ничего о них не знать. Сделав их, я смогу исправить все и стать лучше ». Это упражнение поможет вам избавиться от страха самоанализа.

Вы должны заниматься развитием рефлексии каждый день, например вечером, анализируя все, что произошло в течение дня, и свои мысли, чувства, принятые решения, совершенные действия. В этом случае очень помогает дневник. Это не только дисциплинирует и оптимизирует процесс рефлексии, но и помогает избавиться от негатива. Ведь из своего сознания вы переносите на бумагу все тяжелые мысли, сомнения, страхи, неуверенность, а затем освобождаетесь от них.

Но увлекаться самокопанием, поиском негатива не стоит. Будьте готовы к тому, что позитива, позитива становится все больше, ищите этого позитива, анализируя прошедший день, переживайте его заново. Отругав себя за ошибку или халатность, обязательно восхищайтесь своим добрым делом, своим успехом, даже если на первый взгляд это не кажется слишком значительным. И не забывайте делать себе комплименты.

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

В жизни важно научиться правильно оценивать себя и стремиться к совершенствованию. Знание своих сильных и слабых сторон облегчает адаптацию к различным жизненным ситуациям.

Например, если человек знает, что он может быть несдержанным, но хочет хорошо выглядеть и стать лучше, он будет стараться избегать конфликтных ситуаций, работая над собой. Для этого есть несколько способов: посетить психотерапевта, почитать книги по психологии, пройти курсы повышения квалификации.

Этот необходимый умственный процесс выполняет важные функции:

  1. Познавательная.
    Желание изучить себя и проанализировать свои действия. Эта функция помогает формированию Я-концепции в сознании человека.
  2. Развивающийся.
    Трансформируйте личность, создавайте установки для личностного роста, развития навыков.
  3. Нормативные документы.
    Помогает отрегулировать свое поведение, улучшить характер, избавиться от пороков.
  4. Существенный.
    С помощью такой функции человек осмысленно выполняет любое действие, он может объяснить смысл своих действий.
  5. Дизайн.
    Создание перспектив на основе анализа прошлых действий с целью самосовершенствования.
  6. Образовательный.
    Позволяет проверить уровень собственных знаний и регулировать учебный процесс в части усвоения нового материала.

Отсутствие рефлексии

Если у человека проблемы с мышлением, восприятием окружающего мира и себя в нем, то говорят, что у него нет отражений. В этом случае он может воспринимать окружающую среду как опасность для себя и всеми силами стараться защитить себя от всех и вся. Часто эти люди близки своим близким. Попытки других людей (родственников, психологов, учителей) помочь им терпят неудачу.

Иногда человек может испытывать чувство пустоты, подавленное душевное состояние. Станьте пассивным, отстраненным от внешнего мира. У него отсутствуют всевозможные интересы и мотивации.

В современной педагогике бытует мнение, что человек с отсутствующей рефлексией не может быть полноценным субъектом учебного процесса. Поэтому в данном случае нельзя говорить о личностно-ориентированном обучении и обучении. В связи с этим проблема уделения внимания развитию мыслительных способностей детей возникает еще в начальной школе.

Примеры рефлексии из жизни

Самый простой пример: поведение разных людей в очереди. Для кого-то это пытка, для кого-то нормальное времяпрепровождение, общение с другими. При виде очереди каждый решает сам: стоять или уйти. Но среди тех, кто встанет, есть слишком агрессивные, эмоциональные, а есть тихие, незаметные.

Обладая высоким уровнем рефлексии, человек не станет винить в своих неудачах внешние обстоятельства.

Другой пример размышления: учитель анализирует урок. Это необходимо для повышения качества образования. Не всегда удается добиться всего задуманного за 45 минут. Поэтому использование разных методов и приемов позволит избежать ошибок в будущем.

Источники

  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/refleksiya-chto-ehto-takoe-i-kak-nauchitsya-pravilno-refleksirovat.html
  • https://FB.ru/article/163642/refleksirovat-eto-refleksiruyuschiy-chelovek—eto-kakoy
  • https://eustress.ru/nevroz/refleksiya
  • https://dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/refleksiya-v-psixologii-chto-eto.html
  • https://PsyLogik.ru/40-refleksija-chto-jeto-takoe.html
  • https://psychologist.tips/2386-refleksiya-chto-eto-v-psihologii-opredelenie-i-formy.html

Оцените статью
Блог о психологии