- Психические и когнитивные навыки: что важно
- Особенности малышей до 3 месяцев
- Развитие детей от 0 до 1 месяца
- 2-3 месяцы: особенности развития ребенка
- Развитие ребенка в 4 месяца
- Развитие ребенка в 5-6 месяцев
- Развитие ребенка в 7-8 месяцев
- Развитие ребенка в девять месяцев
- Развитие ребенка в десять месяцев
- Развитие ребенка в одиннадцать месяцев
- Развитие ребенка в год
- Вскармливание детей раннего возраста
- Режим кормления
- Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни
- Что должен уметь ребенок: таблица по месяцам
- Социальное развитие
- Развитие речи
- Понимание речи
- Восприятие взаимосвязей
- ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
- Признаки отставания в развитии
- Когда начинать учить?
- С чего начинать обучение?
- Игрушки для развития с нуля
- Как развивать малыша в 1 год
- Основные физические упражнения для детей от 1 года:
- РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
- Выводы
Психические и когнитивные навыки: что важно
Этапы развития ребенка в возрасте до одного года назначаются исходя из средних показателей. Есть дети, которые спешат, есть те, кто все осваивает чуть медленнее. Но чаще всего дети преуспевают в одном и отстают в другом — например, физическое развитие предшествует когнитивному развитию, или наоборот.
Неравномерность — это нормально, если в целом этапы развития ребенка в возрасте до одного года проходят своевременно. Что искать?
- Комплекс ревитализации может возникнуть уже в конце первого месяца и обязательно должен появиться в два: ребенок при приближении предмета или предмета сначала замирает, сосредотачивается на новых звуках. Затем он начинает двигать руками и ногами, гримасничать, улыбаться, издавать всевозможные звуки, похожие на жужжание, дыхание и сердцебиение учащаются.
- Если первыми признаками появления комплекса перерождения с угасанием и фиксацией можно пренебречь, то потерять его полный набор невозможно, поэтому это бурная реакция.
- Появление светской улыбки в два месяца: это не случайные гримасы у ребенка, а улыбка, которая появляется при виде родственников. С тех пор общение с близкими стало для ребенка важнейшим занятием: исследования показали, что социальные контакты на срок до одного года являются залогом успешного раннего развития детей.
Отсутствие анимационного комплекса и улыбки — повод для обязательного обследования у врача!
- Жужжание и заикание — самые важные фазы, первые этапы формирования функции речи. Если эти этапы развития малыша не проявляются в течение одного года, это свидетельствует о серьезной проблеме. Следует проверить слух и неврологическое здоровье ребенка.
- О соблюдении норм свидетельствует и развитие мелкой и крупной моторики: в три месяца малыш старается хватать и удерживать легкие предметы, в шесть месяцев он способен не только схватывать то, что предлагается, но и дотягиваться до игрушек, ползая до них, умеет переносить погремушку из рук в руки.
- Держать голову в тонусе — показатель развития, который появляется каждый месяц. В три года малыш может поднимать голову и плечи, опираясь на его скрещенные руки. Желудок и сальто назад обычно преобладают в возрасте четырех месяцев.
- К шести годам вы должны уметь вставать на четвереньки и раскачиваться — это предпосылки для ползания. Помощь в ходьбе начинается в 10 месяцев, и в среднем к одному году большинство младенцев могут делать свои первые шаги без поддержки.
Особенности малышей до 3 месяцев
Важными характеристиками детей являются врожденные двигательные рефлексы. Они влияют на развитие малышей от 0 до 1 года и в течение 12 месяцев почти все они обычно угасают. Что это за рефлексы?
- Схватить: Если положить в ладонь ребенка что-то тонкое и длинное, например, палец, кроха сожмет ручку в кулак. Этот рефлекс был необходим для выживания, чтобы не потерять мать, и теперь благодаря ему дети тренируют руки и учатся произвольно сжимать их, все хватать и удерживать. Но не все врожденные рефлексы легко объяснить!
- Например, рефлекс ходьбы с опорой: если еще взять ребенка под руки вертикально и позволить его ступням коснуться поверхности, он начнет касаться его ног, как если бы он шел.
- Если надеть ребенка и прижать ладонь к его ступням, то он оттолкнется ногами и попытается отползти.
- Если погладить спину малыша, провести пальцем по позвоночнику, то туловище согнется по дуге.
- Еще один врожденный рефлекс — раздвигать ручки по бокам и приближать их при громких звуках или треморе тела (например, если вы резко отодвинете кровать или внезапно сядете рядом с малышом на матрас). Это размышление также можно объяснить «наследием прошлого».
важно следить за рефлексами: перечисленные в норме угасают в течение 4-5 месяцев. Если они остались там и после этого возраста, необходима консультация невролога.
Развитие детей от 0 до 1 месяца
Развитие малышей от 0 до 1 месяца особо не заметно: малыши спят от 19 до 22 часов в сутки, и на активное бодрствование остается мало времени. Но это не значит, что они не развиваются!
Двигательная активность носит случайный и хаотичный характер, но постепенно все начинает приобретать управляемый порядок. Например, новорожденный не может поднять голову и удерживать ее на весе, и из месяца в месяц это становится нормой для развития (чаще он кладет малыша на животик, чтобы стимулировать рост мышц!).
В первые недели ручки и ножки малышей складывают и складывают к телу, ладони собраны в кулаки. Это повышение тонуса сгибающих мышц конечностей, которое считается абсолютной нормой у детей в возрасте до трех месяцев и не требует какой-либо процедуры или коррекции. К концу первого — середине второго месяца ладони начнут распрямляться, уже намеренно доходя до рта.
У новорожденных зрение не особенно четкое: в первый месяц диапазон различения предметов составляет около полуметра. Ребенок различает контрастные узоры, свет, тьму, контуры.
Интересный факт: согласно исследованиям, все новорожденные любят смотреть на светлые предметы с овальной формой, которая соответствует груди матери или человеческому лицу. Развитие зрения у малышей от 0 до 1 месяца происходит активно и через 4 недели после рождения малыш уже может сфокусировать взгляд на лице своих родственников и начинает встречать его с улыбкой.
Хотя многие младенцы, кажется, ничего не слышат, потому что во время ремонта они могут спать с соседями, это не так. Слух у детей от рождения неплохой, это задержка формирования реакций на звуки. Младенцы задыхаются от резких звуков, но быстро успокаиваются. Но через 2-3 недели появляется первая реакция на голос мамы, знакомый еще до рождения: если малыш в это время ест, то когда он с ним разговаривает, он останавливается и слушает.
2-3 месяцы: особенности развития ребенка
Быстрое развитие, которое можно наблюдать каждый день, начинается со второго месяца. Ребенок уже умеет поднимать голову, поворачивать ее, следить за движением предметов и улыбается всем, кто наклоняется к нему и ласково говорит.
Комплекс ревитализации — важная реакция, которая появляется на 2-м месяце. Это не только улыбки родным, но и яростные жесты рук и ног, ребенок буквально ликует всем телом. Появляются первые звуки, жужжание, часть формирования речи у детей. Это очень полезный ответ во всех отношениях, поэтому часто вызывайте комплекс восстановления во время бодрствования.
С двух до трех месяцев малыш учится перекатываться от спины к животу. Хотя иногда такое случается (не оставляйте это на усмотрение), но чаще всего это все же случайность, только первые шаги в освоении тела.
К концу третьего месяца малыш поворачивает голову в сторону голоса или звука, умеет хорошо следить за движущимися объектами, узнавать близких и добиваться интересных вещей. Начните различать цвета: красный, желтый, зеленый и последний — синий.
Развитие ребенка в 4 месяца
Ребенок растет на глазах. В 4 месяца он не только узнает вас, но и постепенно понимает обращенную речь, присоединяется к семейному режиму.
Физическое развитие
- ребенок легко поворачивается на бок, на спину, опирается на руки
- мурашки по животу;
- пытается сесть;
- перекатывается от живота к спине;
- сознательно поднимает и подбрасывает игрушки;
- старайтесь поддерживать бутылочку во время кормления грудью.
Умственное развитие. Советы по развитию и тренировкам с четырехмесячным ребенком
Родители, зная особенности развития ребенка с первого дня, могут ожидать от ребенка в это время попытки заикаться первые слоги «ма», «па», «ба». Ребенок уже начинает реагировать на свое имя, чувствует настроение родителей, у него есть любимые игрушки. Ребенок слушает музыку, начинает в такт стучать игрушками. Поэтому на этом этапе развития ребенка хорошо покупать игрушки со звуковыми эффектами, которые вращаются или вибрируют.
Развитие ребенка в 5-6 месяцев
В календаре развития малыша этот период необычайно веселый. Ребенок начинает интересоваться всем, при ходьбе все привлекает его внимание. Он очень активен.
Физическое развитие
- ребенок некоторое время сидит, прислонившись;
- играет ногами, втягивает их в рот;
- начинает немного ползать;
- в это время у некоторых малышей уже начинают прорезываться прорезывания, поэтому приобретите безопасный прорезыватель;
- в это время можно начинать постепенно вводить прикорм.
Ребенок становится более общительным, старается вести разговор «на своем языке». Играйте с различными предметами, в том числе с домашней утварью. Он радуется близким и не доверяет незнакомцам. Ему нравится смотреть на изображения, на которых изображены лица людей. К этому времени у ребенка уже сформированы некоторые привычки (есть, играть, ходить).
Для развития мелкой моторики будут актуальны различные сортировщики и игрушки-молотки. Но обратите внимание на мелкие детали: немного их можно проглотить или попытаться воткнуть в нос. Купите малышу тисненый прорезыватель (нетоксичный гель или пластик), который тоже может стать интересной игрушкой.
Развитие ребенка в 7-8 месяцев
Это период начала социализации ребенка, он во всем старается копировать своих родителей.
Физическое развитие
- ребенок уверенно сидит;
- постарайтесь встать прямо, держась за край кроватки;
- хорошо ползает, особенно по понравившейся вещи;
- проявляет интерес к еде с общего стола, напиткам из чашки при поддержке взрослого;
- зубы продолжают выскакивать. При их достаточном количестве ребенок может жевать мягкую пищу;
- встает на четвереньки.
В этот период ребенок активно интересуется различными игрушками. Ребенок все больше копирует поведение взрослых. Станьте очень любопытными. Он начинает разбираться в причинно-следственных связях, указывает на предметы, которые называет мама. В этом возрасте ребенок также разучивает любимые песни и детские стишки, он может попросить родителей включить их или спеть какие-нибудь из них. Ребенок пытается произносить первые слова из повторения слогов (ма-ма, па-па и др.), Имитирует звуки. В этом возрасте вы также можете начать обучать своего ребенка названиям частей тела, именам животных и звукам, которые они издают.
Развитие ребенка в девять месяцев
В девять месяцев малыш уже сидит свободно, опираясь на руки, легко контактирует со взрослыми, очень интересуется малышами, повторяя за ними их действия. Кроме того, ребенок отвечает действиями на простые вопросы и просьбы: «дай мне», «включи». Первые попытки танцевать — один из самых приятных сюрпризов развития ребенка в девять месяцев.
Развитие ребенка в десять месяцев
В десять месяцев малыш активно ползает, стоит без опоры, первые слова произносит. Ребенок эмоционально реагирует на все новое, удивляется. Количество намеренных движений у ребенка увеличивается, ребенок постепенно учится обращаться с мелкими предметами обихода, копируя поведение взрослых.
Развитие ребенка в одиннадцать месяцев
В одиннадцать месяцев малыш с опорой на руки делает шаги вперед, удовлетворяет простые потребности и просьбы. Ребенок уже руководствуется понятиями «можно», «нельзя»; количество слов увеличивается, ребенок здоровается рукой.
Развитие ребенка в год
Физическое развитие
- ребенок уверенно сидит;
- встает и пытается идти без опоры;
- около 6-8 зубов;
- вес около 10 кг и высота в пределах 80 см;
- малыш активно ест овощи, фрукты, мясо, рыбу, яйца, крупы, кисломолочные продукты, сочетая прикорм с грудным молоком или смесью. Через год при отсутствии противопоказаний ребенка можно постепенно переводить на «взрослый» стол.
Один ребенок в год — это уже полноценный человек. Только маленький. Ходите медленно, говорите (словарный запас 10-12 слов). Он может выражать свои чувства, проявлять сочувствие, пробовать дружить с детьми. Он знакомится с членами семьи, выражает свои эмоции по отношению к ним (например, скучно). Ребенок понимает, о чем от него просят, относит некоторые слова к предметам. Ребенок готов к новым открытиям, ведь в мире есть чему поучиться!
Вскармливание детей раннего возраста
Чтобы ребенок развивался по возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Эта еда должна обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и питательных веществ.
Режим кормления
Согласно рекомендациям ВОЗ, ребенок должен прикладываться к груди с первого дня жизни при любых признаках голода. Поэтому в первые дни жизни ребенка частота кормления может достигать 10-15 раз в сутки. Это также называется режимом бесплатного кормления. Так, по мере роста малыша частота кормлений уменьшается, и на второй-третьей неделе примерно 6-7 раз в день. Согласно рекомендациям ведущих педиатров России, здоровых доношенных детей после рождения (после выписки из роддома) кормят шестикратной диетой с интервалом 3,5 часа. После 6-месячного возраста устанавливается пятикратная диета с интервалом 4 часа.
важно придерживаться диеты.
Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни
В первые десять дней жизни новорожденного дневной объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной смеси:
Количество молока в день = 0,02 * масса тела при рождении * день жизни малыша. То есть мы умножаем два процента веса тела при рождении на количество дней, которые нам осталось жить.
После 10 дней жизни дневное количество молока рассчитывается с помощью «объемного» метода Хейбнера-Черни. Чтобы воспользоваться этим методом, нужно научиться рассчитывать необходимую массу тела ребенка. Он рассчитывается с ежемесячным приращением: 600 г для 1 месяца, 800 г для 2 и 3, 750 г для 4-го, 700 г для 5-го и так далее до 12 месяцев добавляются к весу при рождении. Это на 50 г меньше в следующие месяцы. Итак, рассчитав необходимую массу тела ребенка, мы пользуемся следующим правилом:
- С 10 дней до 2 месяцев малыш должен получать ежедневное количество пищи, равное 1/5 необходимой массы тела.
- От 2 до 4 месяцев — 1/6.
- С 4 до 6 месяцев — 1/7.
- По прошествии 6 месяцев здоровым младенцам дают ежедневную норму еды по 1000 мл.
Через 6 месяцев малышу дают новую пищу. Назначают пищевые добавки и прикорм. Пищевые добавки не входят в ежедневный прием пищи. К ним относятся: соки, фруктовое пюре, яичный желток, крекеры, печенье, хлеб из непросеянной муки. Прикорм учитывается в ежедневном количестве пищи и постепенно вытесняет грудное вскармливание. Первый прикорм начинают вводить с 6,5 до 7 месяцев. Второй прикорм с 7,5 месяцев до 8 месяцев. Третий прикорм с 8,5 месяцев до 9 месяцев. К прикорму относятся: овощное пюре, крупяная или молочная каша, мясное пюре, творог, рыбные блюда.
Что должен уметь ребенок: таблица по месяцам
Социальное развитие
Навыки и умения |
50% детей |
90% детей |
Он может отклонить запрос с протестом |
8 месяцев |
11 месяцев |
В ответ на просьбу дает матери вещь |
9 месяцев |
1 год 0,5 месяца |
Имитируйте один жест, например аплодисменты или прощание |
10 месяцев |
1 год 1,5 месяца |
Гладить куклу или мягкую игрушку |
11 месяцев |
1 год 2,5 месяца |
Бросить мяч во взрослого |
11,5 месяцев |
1 год 3,5 месяца |
Имитируйте домашнюю деятельность (вытирание пыли, подметание мусора и т.д.) |
1 год 0,5 месяца |
1 год 4,5 месяца |
Помогите убрать игрушки |
1 год 1 месяц |
1 год 5 месяцев |
Иногда он выходит с книжкой с картинками, чтобы показать ему |
1 год 2,5 месяца |
1 год 7 месяцев |
Выполняет простую работу по дому |
1 год 3 месяца |
1 год 8 месяцев |
Остается ненадолго с друзьями (15 минут) |
1 год 4 месяца |
1 год 9 месяцев |
Выбросьте мусор в корзину самостоятельно |
1 год 5 месяцев |
1 год 11 месяцев |
Наслаждайтесь игрой в ногу со сверстниками |
1 год 6 месяцев |
2 года |
Самопроизвольно вылечить куклу или мягкую игрушку (покормить, полежать и т.д.) |
1 год 7 месяцев |
2 года 2 месяца |
Попытайтесь утешить, если кому-то грустно |
1 год 8 месяцев |
2 года 3 месяца |
Устно выражает чувства |
1 год 11 месяцев |
2 года 7 месяцев |
Выражайте пожелания в форме «Я |
2 года 1 месяц |
2 года 10 месяцев |
Придерживается правил игры: один раз «я», один раз «ты» |
2 года 3 месяца |
3 года |
Развитие речи
Навыки и умения |
50% детей |
90% детей |
Копирование звуков (вибрация губ, щелчок) |
8 месяцев |
11 месяцев |
Произносите двойные слоги, например «ма-ма», «дай-дай» без значения |
8,5 месяцев |
1 год |
Говорите двойные или односложные слоги со смыслом |
9,5 месяцев |
1 год 1 месяц |
Выражайте желания определенными звуками, например, говоря: «Эх!» |
10 месяцев |
1 год 1,5 месяца |
Используйте слова «папа» или «мама» для обозначения людей |
10,5 месяцев |
1 год 2,5 месяца |
Произнесите 2 значащих слова |
11 месяцев |
1 год 3 месяца |
Произнесите 3 значащих слова |
1 год |
1 год 4,5 месяца |
Спой с кем-нибудь детские песни |
1 год 1 месяц |
1 год 6 месяцев |
Скажите значащее слово с двумя разными гласными звуками, например «котенок» |
1 год 2 месяца |
1 год 7 месяцев |
Назовите знакомый объект в ответ на вопрос |
1 год 3 месяца |
1 год 9 месяцев |
Выражает пожелания словами «дать», «ам-ам» |
1 год 4 месяца |
1 год 9 месяцев |
Повторите знакомое слово |
1 год 5 месяцев |
1 год 11 месяцев |
Он может устно отказать в просьбе |
1 год 6 месяцев |
2 года 1 месяц |
Произнесите первые предложения из двух слов на детском языке («папина машина») |
1 год 7 месяцев |
2 года 2 месяца |
Называет 8 из 12 элементов на тестовых изображениях |
1 год 8 месяцев |
2 года 4 месяца |
Используйте его имя, когда говорите о себе |
1 год 10 месяцев |
2 года 7 месяцев |
Произнесите первые предложения из трех слов на детском языке («папа, тащи машину») |
1 год 11 месяцев |
2 года 8 месяцев |
Назовите все 12 элементов на тестовых изображениях |
2 года |
2 года 9 месяцев |
Он рассказывает о себе в «Я-форме» |
2 года 1 месяц |
2 года 10 месяцев |
Произнесите предложение внука из 4 слов на детском языке |
2 года 2 месяца |
3 года |
Используйте цифру два для обозначения нескольких элементов |
2 года 3 месяца |
3 года 2 месяца |
Используйте слова «я» или «ты» |
2 года 4 месяца |
3 года 3 месяца |
Назовите элементы на одном из тестовых изображений во множественном числе |
2 года 5 месяцев |
3 года 5 месяцев |
Произнесите первое значащее предложение из 5 слов на языке ребенка |
2 года 6 месяцев |
3 года 6 месяцев |
Используйте вопрос «Почему?» (ответ не всегда нужен) |
2 года 7 месяцев |
3 года 8 месяцев |
ο как взрослый, повторите предложение из 5 слов |
2 года 8 месяцев |
3 года 9 месяцев |
Произнесите первое значащее предложение из 6 слов на языке ребенка |
2 года 10 месяцев |
4 года |
K 2 прилагательных находят противоположные слова в контексте |
3 года |
4 года 3 месяца |
Понимание речи
Навыки и умения |
50% детей |
90% детей |
Ищу отца или мать, если они спросят, где папа или мама |
8 месяцев |
11 месяцев |
Он оборачивается, когда его родители называют его имя |
8,5 месяцев |
11,5 месяцев |
Реагирует на похвалу или запрет |
9,5 месяцев |
1 год 0,5 месяца |
Выполните запросы «иди сюда» или «дай мне» |
10,5 месяцев |
1 год 2 месяца |
Если будет предложено, найдите предмет, с которым он только что играл |
11 месяцев |
1 год 3 месяца |
В ответ на вопрос ищите еду, его бутылку или чашку |
1 год |
1 год 4 месяца |
Правильно показывает или направляет части тела |
1 год 1 месяц |
1 год 5 месяцев |
Он понимает слово «открыть» и открывает банку |
1 год 1,5 месяца |
1 год 6 месяцев |
Правильно отображает или рассматривает 2 из 4 тестовых изображений |
1 год 2 месяца |
1 год 7 месяцев |
Правильно покажите или направьте взгляд на свой живот (животик другого человека или куклы) |
1 год 3 месяца |
1 год 8 месяцев |
Выполните просьбу «возьми куклу и положи на стол» |
1 год 3,5 месяца |
1 год 9 месяцев |
Правильно отображает или рассматривает 4 из 8 тестовых изображений |
1 год 5 месяцев |
1 год 11 месяцев |
Правильно покажите или направьте взгляд на 3 части тела |
1 год 6 месяцев |
2 года |
Правильно отображает или направляет ваш взгляд на 8 из 12 тестовых изображений (одновременно отображаются 3 изображения при следующей замене одного) |
1 год 7 месяцев |
2 года 1 месяц |
Он включает слово «холодный», относится к холодным объектам или называет их |
1 год 8 месяцев |
2 года 3 месяца |
Включает слово «большой», в ответ на запрос берет мяч побольше (из двух) |
1 год 9 месяцев |
2 года 4 месяца |
Он показывает ей руку или смотрит на нее |
1 год 10 месяцев |
2 года 5 месяцев |
Понимает слово «тяжелый», указывает на тяжелый предмет |
1 год 11 месяцев |
2 года 7 месяцев |
Распознает 2 типа движения на тестовых изображениях (птица, рыба — летает, плывет) |
2 года |
2 года 8 месяцев |
Включает 2 из 4 предлогов / наречий (вверх, вниз, рядом, позади / позади) |
2 года 1 месяц |
2 года 9 месяцев |
В него входят 2 вопроса: «Что ты делаешь ложкой (гребешком, чашкой)?» |
2 года 2 месяца |
2 года 11 месяцев |
Понимает слово «свет», берет легкий предмет |
2 года 3 месяца |
3 года |
Он включает 2 из 3 вопросов: «Что вы делаете, когда устаете (голодны, грязны)?» |
2 года 4 месяца |
3 года 1 месяц |
Показать подбородок в ответ на вопрос |
2 года 5 месяцев |
3 года 3 месяца |
Он знает, мальчик это или девочка |
2 года 8 месяцев |
3 года 7 месяцев |
Показать дважды правильно на самой длинной из 3 строк |
2 года 10 месяцев |
3 года 9 месяцев |
Восприятие взаимосвязей
Навыки и умения |
50% детей |
90% детей |
Найдите предмет под чашкой |
8 месяцев |
11 месяцев |
Укажите пальцем в указанном направлении |
9 месяцев |
1 год |
Тяни к ней игрушку за веревку |
9,5 месяцев |
1 год 1 месяц |
Накройте банку крышкой |
10 месяцев |
1 год 2 месяца |
Вставьте самую маленькую чашку в самую большую (из трех) |
10,5 месяцев |
1 год 2,5 месяца |
Попытка рисовать карандашом |
11 месяцев |
1 год 3 месяца |
Укажите на что-нибудь пальцем |
11,5 месяцев |
1 год 4 месяца |
Вставьте самую маленькую чашку в среднюю чашку (из трех) |
1 год |
1 год 5 месяцев |
Поместите большой круг (диаметром 10 см) на карточку-шаблон |
1 год 1 месяц |
1 год 6 месяцев |
Найдите предмет под одной из двух чашек |
1 год 2 месяца |
1 год 7 месяцев |
Он переворачивает бутылку вверх дном, чтобы поднять предмет |
1 год 3 месяца |
1 год 8 месяцев |
Вмещает три чашки одна в одну |
1 год 5 месяцев |
1 год 11 месяцев |
Извлекает штифт и открывает защелку на болте навесного замка |
1 год 6 месяцев |
2 года |
Разместите на модельных досках большие и маленькие круги (диаметром 10 и 6 см |
1 год 7 месяцев |
2 года 1 месяц |
Поместите квадрат, треугольник и большой круг на карточки шаблонов |
1 год 9 месяцев |
2 года 3 месяца |
Соберите ряд из 5 кубиков (длина края 3 см) |
1 год 10 месяцев |
2 года 4 месяца |
Помещает 3 из 4 фигур в рамку шаблона |
1 год 11 месяцев |
2 года 5 месяцев |
Отсортируйте круги по размеру (12 кругов трех разных диаметров — 5,5 см, 8 см, 11 см) |
2 года |
2 года 7 месяцев |
Сортировать 3 кубика из 4 по цвету |
2 года 1 месяц |
2 года 8 месяцев |
Поместите 3 из 4 кругов правильным узором на карточку узора |
2 года 2 месяца |
2 года 9 месяцев |
Постройте «мост» из трех кубиков по схеме |
2 года 4 месяца |
2 года 11 месяцев |
Складываем квадрат из 4 кубиков |
2 года 6 месяцев |
3 года 2 месяца |
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда требуется специализированная помощь?
— В развитии мелкой моторики допускается отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные малыши начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые дети, которые осторожны, боятся уйти от поддержки и сделать первые самостоятельные шаги даже через год (через пару месяцев обязательно уйдут). Кроме того, не все начинают вовремя произносить первые слова.
Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые станут поводом обратиться к врачу. Чаще всего они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно вовремя заметить их и своевременно обратиться за помощью.
Признаки отставания в развитии
Ребенок год не ходит — один из вариантов нормы С раннего возраста можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:
Такой ребенок не сделает первых шагов в течение года. Поэтому на самых ранних стадиях важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение двигательной активности и нормализацию мышечного тонуса. |
Ребенок не говорит год Симптомы часто появляются в возрасте 2–3 месяцев, когда у малыша:
Полтора года — повод для беспокойства. Если до этого возраста ребенок не произносит простых слов и не может показать предметы на картинке, вам следует немедленно обратиться за помощью. |
Другие симптомы задержки развития Ребенок требует пристального внимания педиатра, если:
|
Когда начинать учить?
Начать объяснять детям разницу между месяцами и временами года можно с 3-4 лет. В этом возрасте они уже посмотрели все сезоны и понимают, чем они отличаются друг от друга. Они знают, что такое холод и что такое тепло. Прежде чем приступить к изучению названий месяцев, лучше всего вместе с ребенком выучить все времена года.
С чего начинать обучение?
начать объяснение нужно с того, что такое месяц в целом, сколько их в году и почему принято делить год на времена года. Затем необходимо поговорить об общепринятом порядке и начать тренировки с изучения месяцев, начиная с первого — января.
Примечание! Быстрый способ запомнить количество дней в месяце — сжать кулак и посмотреть на кости. Первое — январь. В месяце на косточке 31 день, на депрессии — 30.
Игрушки для развития с нуля
В первый месяц достаточно родных для развития: малыш только учится распознавать образы и звуки.
Со второго месяца можно дарить легкие и удобные погремушки для маленьких рук с разными звуками. Выбирайте нетоксичные материалы одного или двух цветов и не растекайтесь сразу. Во-первых, взрослый «играет» с погремушкой: показывает, трясет в одном ухе, в другом, потом кладет на ладонь.
- Музыкальные аттракционы и карусели необходимо подвешивать так, чтобы игрушки находились над ребенком не более чем на 50 см. Критериями выбора являются острые края, яркие однородные цвета и легкая музыка.
- Игрушечные погремушки на резинках, которые можно повесить на кроватку или в коляску, — отличный вариант для малышей. Сначала малыш их рассмотрит, потом дотянется ручкой, пинает одной ногой и к трем месяцам практически все активно и намеренно хватают и стучат по подвеске.
- Развивающие коврики становятся особенно актуальными через три месяца, но и раньше они являются хорошей заменой сотовым телефонам и подвесам. Положите малыша на коврик для живота, это поможет стимулировать его развитие — вокруг столько крутых вещей!
- Светлые воздушные шары с гелием, плавающие рядом с кроватью, доставляют массу удовольствия. Особенно если там нарисовать мордочку — это, как мы помним, любимый объект внимания ребенка.
- Изображения и кубики с контрастным черно-белым рисунком также отлично подходят для стимулирования развития. Только не забывайте менять их раз в неделю (или переворачивать кубик вверх дном).
- Из хозяйственных принадлежностей можно сделать множество игрушек: в легкую бутылку налить пуговицы, фасоль, макароны — все, что вызывает дрожь. Сложите шелестящий полиэтилен в тканевый мешок, пришейте к ткани крупные бусины и дайте им почувствовать себя. Сшейте вместе разные ткани — бархат, лен, шелк и прогладьте ими ладошки малыша. Важно только убедиться, что все хорошо закрывается и хорошо прошито.
Как развивать малыша в 1 год
Игры на развитие моторики
|
Сенсорно-двигательные развивающие игры
|
Языковые развивающие игры
|
— Обязательно ли мне делать специальные физические упражнения?
— Гимнастика и массаж выполняются ежедневно одновременно, чтобы ребенок был готов к режиму и ждал процедуры. Регулярные упражнения полезны для здоровья и благополучия вашего ребенка. Лучше всего делать это за час до или после еды, в игровой форме. Настаивать на уроке нельзя, а если ребенок не в духе, лучше отложить «урок» на более поздний срок.
Основные физические упражнения для детей от 1 года:
- ходьба по узкой тропинке, наклонной плоскости;
- ходить с боковыми подножками;
- работает на месте;
- прыгать, приседать;
- игра с мячом или другими игрушками;
- ползать, карабкаться, преодолевать препятствия;
- упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.
— Актуально ли развитие активности годовалых детей вне дома?
— Ребенок каждую минуту получает новую информацию, и даже простые повседневные дела развивают и учат его. В возрасте одного года обычных занятий с мамой дома вполне достаточно. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для ребенка.
Групповые занятия в этом возрасте бесполезны. Ребенок долго не может сосредоточить внимание на предмете, быстро утомляется, отвлекается. Дополнительные контакты с незнакомыми людьми также не приносят пользы еще развивающемуся иммунитету.
— Так как же найти баланс между развитием и отдыхом?
— Очень важно не переборщить с ранним развитием и постоянно не наполнять ребенка деятельностью, он должен научиться получать удовольствие. Образовательная программа на год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.
Например,
- утро — гимнастика и подвижные игры, перерывы между блоками тоже нужно выполнять динамично;
- день — детектирование и игры с пирамидками, кубиками, рисование пальцами;
- вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.
Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
— Екатерина Борисовна, что нужно сделать, чтобы ребенок хорошо развивался?
— К сожалению или к счастью, единой правильной модели обучения не существует. Каждый ребенок индивидуален. Но есть базовые принципы, на которых основано полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любую попытку крохи познать мир и сделать этот процесс максимально безопасным.
Например, если ребенок…
- открывает дверь — следите, чтобы он не защемил пальцы;
- залезает на диван — предсказывает мягкое падение;
- хотите кушать в одиночестве — дайте ложку.
Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать: какую игрушку взять, в каком направлении пойти на прогулку, на каких качелях покататься. Очень важно в этот период произносить все свои действия, объяснять происходящее. Он обогащает словарный запас, помогает развивать языковые навыки и делает мир понятнее и безопаснее для ребенка.
— Какие игрушки нужны ребенку в год?
— Для этого возраста существует много игр, и они не требуют больших затрат. Вы можете просто играть, не покупая никаких игрушек, или, вместо того, чтобы покупать дорогие копии, вы можете сами делать подобные предметы. Также пригодятся игры с крупами или макаронами разных размеров и форм. Главное — помнить о безопасности при работе с мелкими элементами и ни на минуту не упускать из виду руки малыша.
Выводы
Время с малышом летит очень быстро. В течение первого года жизни малыш кардинально меняется. Основные изменения в развитии годовалого малыша — это первые слова и первые шаги, развитие коммуникативных навыков, познание мира, самообслуживание.
- https://MedAboutMe.ru/articles/razvitie_rebenka_vazhnye_etapy_razvitiya_malyshey_do_goda/
- https://MedAboutMe.ru/articles/razvitie_rebenka_ot_0_do_3_mesyatsev_i_ego_osobennosti/
- https://adonis.com.ua/blog/kak-razvivaetsja-rebenok-po-mesjacam/
- https://isida.ua/article/kak-razvivaetsia-rebenok-do-godika/
- https://moezdorovie.ru/blog/articles/uhod-za-rebenkom-do-goda-chto-nuzhno-mame/
- https://Kidy.eu/ru/blog/how-does-a-child-develop/
- https://mamako.ru/blog/7-12-mes/chto-dolzhen-umet-malysh-v-1-god/
- https://detpol6mag74.ru/stati-o-zdorove/razvitie-detej-do-goda-po-mesyacam
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god.html