Социализация: определение, виды, этапы и стадии социализации личности

Содержание
  1. Понятие социализации
  2. Функции и роль
  3. Виды
  4. Первичная социализация
  5. Вторичная социализация
  6. Перманентная социализация
  7. Организационная социализация
  8. Социализация по половому признаку
  9. Досрочная социализация
  10. Этапы социализации личности по А.В. Петровскому
  11. Этап адаптации
  12. Этап индивидуализации
  13. Этап интеграции
  14. Этапы социализации по Колбергу
  15. Стадии социализации личности
  16. Первая стадия — младенчество
  17. Вторая стадия — раннее детство
  18. Третья стадия — непосредственно детство
  19. Четвертая стадия — школьные годы
  20. Пятая стадия — юношеские годы
  21. Шестая стадия — молодость
  22. Седьмая стадия — зрелый возраст
  23. Восьмая стадия — старость
  24. Формы проявлений
  25. Диагностика
  26. Зависимость от воспитания
  27. Какие социальные институты занимаются социализацией личности?
  28. Методы управления
  29. Компенсация недостатков первичной социализации
  30. Предупреждение или коррекция детских комплексов
  31. Расширение социального опыта детей
  32. Девиантное поведение

Понятие социализации

Под определением социализации понимается процесс вхождения человека в общество. Раньше он знает нормы и правила поведения, традиции и обычаи, ценности и мораль социальной структуры. Включение в команду позволяет человеку стать полезным и нужным, развивать отношения с другими, создавать новые связи и приобретать опыт.

Личная социализация считается очень сложным и трудоемким процессом. Многие профессионалы в области психологии изучают эту концепцию в течение многих лет и стремятся помочь клиентам, которым сложно расти или создавать новую команду. Вся жизнь человека состоит из постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успевать самореализоваться и оставаться активным.

В процессе могут возникнуть некоторые проблемы. Они делятся на три группы:

  • социально-психологический;
  • культурный;
  • социокультурный.

Первая группа связана с формированием самосознания и саморазвития. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их глубже в сознание. Культурные проблемы могут варьироваться от региона к региону. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением человека к определенной культуре. Он касается мировоззрения, нравственных и духовных ценностей и имеет морально-смысловой и познавательный характер.

Согласно Википедии, социализация делится на два типа: первичная и вторичная. В первую входят родственники, близкие друзья, знакомые, учителя и коллеги. Ко второй относятся СМИ, общественные организации, правительство и церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15-20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми. В контакте с коллективами и формальными организациями возникает вторичный тип.

Функции и роль

Социализация в психологии — это явление, выполняющее следующие функции:

  • законодательная и регулирующая функция. Он моделирует человеческую деятельность с помощью определенных воздействий на него со стороны социальных институтов, регулирующих социальный образ жизни;
  • функция трансформации личности. Он заключается в индивидуализации человека через формирование его потребности-мотивационной сферы, а также системы ценностей и идеалов;
  • творческая функция. На этапе ее реализации человеку необходима самореализация с помощью творческой деятельности, нестандартного решения ситуаций;
  • коммуникативно-познавательная функция. Обеспечивает взаимоотношения человека с обществом, предоставляет человеку информацию об особенностях взаимодействия и желаемом образе жизни;
  • детородная функция. Он состоит в формировании воли к определенным действиям;
  • функция ценностной ориентации. Он формирует систему ценностей, определяющих образ жизни человека;
  • компенсаторная функция. Восстанавливает дефицит необходимых физических, умственных и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Роль социализации:

  • самораскрытие личности (общество дается опосредованно, через совокупность индивидуальных жизненных программ);
  • адаптация человека к социальной среде (индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные существенные параметры);
  • овладение определенным набором паттернов (человек готов воспринимать некоторые из предложенных паттернов поведения);
  • строить личность по заданному прототипу (индивид полностью подчинен обществу, которое создает его по определенному плану).

Виды

Социализация: что это такое, как это считается

В психологии принято выделять варианты социализации. Например, во время полового акта происходит развитие разных гендерных ролей: девочка, девочка, женщина. Знакомая и семейная форма дает возможность ассимилировать социальные роли: дочь, мать, жена и т.д. Мальчик берет на себя роль сына, мужа, отца и других.

Первичная социализация

Этот вид еще можно назвать детским. Процесс протекает бессознательно, на ребенка влияют различные факторы окружающей среды. Именно под их влиянием происходит усвоение правил поведения. Руководителями выступают родители, родственники, воспитатели.

Чем старше ребенок, тем большую осознанность он начинает проявлять. В возрастных периодах это имеет свои особенности. Например, у подростка может быть отрицательное и антиобщественное поведение. Перед ним стоит выбор, какой образ поведения выбрать.

Семья - это первое место, где у ребенка формируются представления об одобренных действиях

Семья — это первое место, где у ребенка формируются представления об одобренных действиях

Ученым удалось доказать, что первичная социализация возможна только под влиянием внешних факторов. Например, дети-маугли (дети, воспитанные вместе с животными) могут адаптироваться к обществу только до 9 лет, после чего навсегда теряют возможность вернуться к нормальному образу жизни.

Вторичная социализация

С ростом не прекращается процесс усвоения социальных норм. Человек проходит вторичную социализацию, то есть привыкает к разным группам. Например, когда человек поступает в колледж или университет, он должен изучить новые образцы для подражания.

Важно! Самый сложный процесс — это когда вы переезжаете в другую страну, потому что вам нужно изменить привычки и традиции.

Процесс социализации не всегда прост. В некоторых ситуациях человеку требуется помощь психолога.

Перманентная социализация

Любое общество — это не образование на протяжении всей жизни. Он претерпевает изменения, влияющие на социализацию. Например, пару веков назад у женщин было немного прав, но в современном мире они уже наделены множеством привилегий.

Также есть изменения в жизни каждого человека. Он может выбрать новую сферу деятельности, переехать в другой город. В обществе устаревают идеалы, появляются другие ценности. Если процесс происходит постепенно, это не так страшно.

Все по-другому, когда изменения революционные. В этом случае не все люди смогут интегрироваться в новое общество. Люди с гибкой психикой легче переносят ситуацию. Если социализация идет не так, человек испытывает отторжение и дискомфорт.

Организационная социализация

Социализация на работе
Психология понимает это как процесс, состоящий из обучения знаниям и навыкам, необходимым для эффективной работы и выполнения социальной роли сотрудника организации. В ходе организационной социализации сотрудник знакомится со своими будущими коллегами, ценностями и принципами работы, принятыми в компании, правилами поведения и дресс-кодом.

Социализация по половому признаку

Компания предъявляет определенные требования к мужчинам и женщинам, которым они должны соответствовать. Таким образом, общество считает, что мальчик должен усвоить такие понятия, как мужественность, отвага, отвага, умение контролировать себя и не показывать свои эмоции, решительность. При этом девушки должны быть добрыми, заботливыми, чуткими, внимательными. Таким образом, в ходе гендерной социализации каждый человек изучает общепринятые социальные правила, которых должен придерживаться каждый мужчина и женщина, и учится им следовать.

Досрочная социализация

Эта концепция предназначена для проверки социальных ролей, норм или правил, которые необходимо соблюдать в будущем. Итак, человек, мечтающий сделать карьеру в крупной компании, будет стремиться перед собеседованием внимательно изучить культуру организации, принятые в ней правила поведения, ее традиции, так как это увеличивает вероятность успешного собеседования заявление о приеме на работу, а также легкая акклиматизация к новым необычным условиям. Вот что раскрывает суть, объясняет, что такое социализация, определение этого термина.

Другим типом ранней социализации может быть решение молодых людей какое-то время до брака на одной территории прожить вместе, чтобы понять, подходят ли они друг другу, смогут ли они справиться с повседневными проблемами, будет ли их семейная жизнь благоприятной счастливый.

Этапы социализации личности по А.В. Петровскому

Развитие личности: что это такое в психологии

Концепция социализации ученого А.В. Петровского

Адаптация Индивидуализация Интеграция
Адаптация приходится на период детства, когда человек активно переживает этап становления личности. На этом этапе большую роль играют семья, государственные структуры и ближайший круг общения. На этом этапе человек сам становится агентом по обучению и воспроизведению уже приобретенных навыков. Он может передавать навыки своим детям или ученикам и оказывать социальное влияние на других людей. На этом этапе часто происходит самопредставление. Завершающий этап становления человека в обществе. В этот период индивид существует в гармонии с окружающей средой, выступает не только как объект отношений, но и как субъект. Лучший этап для самореализации и самообучения.

У ученого Петровского есть собственная концепция развития личности

У ученого Петровского есть собственная концепция развития личности

Этап адаптации

Фаза адаптации или первичная социализация происходит в младенчестве. Эмоциональные и социальные связи, предоставленные ребенку до 3 лет, играют важную роль во всей последующей жизни: во мнениях, действиях, мыслях и т.д.

Важно! Формирование навыков социализации у ребенка также может происходить через мимику. Начиная с 14-го дня жизни, малыш различает черты лица матери и других людей и разделяет их. Итак, первый навык социализации начинается с обычной улыбки. До одного года у ребенка формируются личные привязанности. Постоянную социализацию начинают изучать именно в этом возрасте, особенно в те моменты, когда ребенок из рук матери попадает в руки других родственников.

Этап индивидуализации

Стадия индивидуализации приходится на подростковый возраст. Это примерно ученик средней школы, который получает навыки больше не от семьи, а от окружающей среды, потому что человек идентифицирует себя как подросток, следовательно, общество, в котором он находится, близко в развитии и обучении. В этот период начинается эпоха протестов или жизни против правил. В основном в ребенке играют гормоны, протесты не выходят за рамки слов и высоких тонов, но бывают и другие ситуации. Когда возникает проблема, и подросток не слышит ближайших к нему специалистов по профессиональному обучению, вмешиваются государственные органы, в том числе его самосознание, объясняя ему законность или незаконность его действий.

На этом этапе становления личности подросток может задержаться. Фаза индивидуализации может длиться до создания собственной ячейки общества и рождения новых индивидуумов. Затем человек сам становится агентом по обучению навыкам.

Этап интеграции

Фаза интеграции приходится на более зрелый период. На этом этапе человек состоялся как личность. Имеет стабильную работу или прибыльный бизнес, большой стаж работы, что является важным показателем социального фактора. Имеет социальную единицу, воспитывает детей или обучает менее успешных людей навыкам. Именно в процессе интеграции человек приносит в массы свой опыт и знания. Самоэффективность в этот период имеет наибольшую скорость развития.

Этапы социализации по Колбергу

Лоуренс Колберг изучал концепцию социализации в Гарвардском университете в 1990-х годах. В отличие от предыдущего ученого, Кольберг не связывает стадию социализации с возрастными изменениями человека или пристрастием к общепринятым нормам. Выделяет 6 стадий созревания общественных отношений.

На первом этапе участвуют маленькие дети, которые не имеют понятия о «плохом» или «хорошем» в своих действиях. На начальном этапе ребенок старается остаться безнаказанным.

Адаптация к обществу начинается в дошкольном учреждении

Адаптация к обществу начинается в дошкольном учреждении

Вторая фаза относится к периоду, когда ребенок осознает, что наказание может последовать за некоторыми действиями, и старается не совершать его. Заместительные действия выполняются, чтобы получить похвалу.

На третьем этапе человек различает добрые дела и плохие и старается соответствовать социальным требованиям. Четвертый этап отличается пониманием и поддержкой интересов компании.

На пятом этапе человек оценивает свои действия. На этом этапе больше думайте о других, а не о себе. Высокоморальное поведение и зрелость ума играют в его жизни большую роль. На этом этапе человек способен понять суть законов общества.

На шестом этапе человек способен создавать собственные нравственные законы, которые воспринимаются обществом как высокоморальные. Человек закрепляет ранее полученные моральные основы, которые не могут измениться в его дальнейшей жизни по этическим причинам.

Завершающий этап формирования личности в процессе социализации

Завершающий этап формирования личности в процессе социализации

Стадии социализации личности

Процесс формирования каждой индивидуальной личности начинается с рождения. Именно на ранних стадиях выявляются определенные человеческие качества. Знаменитый немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон прославился своей теорией «психосоциального развития». В нем он описал все этапы жизни человека и то, как на всех этих этапах формируется личность.

Первая стадия — младенчество

Эриксон определил его в период от рождения до первого года жизни. На этом этапе основную роль играют родители, но прежде всего мать. Именно с ним ребенок большую часть времени знакомится с окружающей средой. В ответ на все это ребенок начинает доверять миру и не боится его. В противном случае, если ребенку не уделить достаточно внимания, это приведет к нарушению умственного развития.

Вторая стадия — раннее детство

Ребенок начинает проявлять самостоятельность, учится ходить и говорить. Родители начинают учить ребенка есть, ходить на горшок и т.д.

Третья стадия — непосредственно детство

Дошкольный этап. На этом этапе ребенок понимает, что он отдельный человек, человек, так как он может ходить, разговаривать, выражать свое мнение. Начинает формировать память, внимание и т.д.

Важно! На этом этапе детскую игру подавлять нельзя, иначе это приведет к психическому расстройству.

Четвертая стадия — школьные годы

Ребенок начинает адаптироваться к новым людям для обучения, запоминания знаний. Формируется видение, которому он научился. В школе они помогают привить ребенку чувство дисциплины, сдержанности, развить мышление, трудолюбие.

Важно! Нельзя угнетать и ругать ребенка за излишнее веселье, если родители кажутся препятствием для более важных занятий. Это может привести к развитию комплекса неполноценности.

Пятая стадия — юношеские годы

Эриксон считает его от 12 до 20 лет. Этот период — один из самых важных, так как именно в подростковом возрасте вы понимаете, чем человек хотел бы заниматься дальше или чему посвятить свою жизнь.

Шестая стадия — молодость

По словам Эриксона, оно начинается в 20 лет и длится до 25 лет. На этом этапе идет подготовка к взрослой жизни, выбирается профессия, начинается ухаживание, появляется интерес к близости.

Седьмая стадия — зрелый возраст

Начинается с 25 лет и длится до 55-60 лет. Человек начинает больше отдавать себя другим. Появляется семья, дети, самореализация происходит за счет их детей, они показывают, что вы для них важны и нужны. На этом этапе вы вносите вклад в свою работу, в рост своих детей и в удовлетворение своей жизни.

Восьмая стадия — старость

С 60 лет. На этом этапе человек начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Все, что он сделал, оценивается. Человек принимает себя. Процессы социализации и формирования личности очень сложны и трудоемки. Вам нужно помогать и поддерживать человека, на каком бы этапе он ни находился. Очень важно развитие индивидуальной личности каждого человека. Социализация необходима для нормального функционирования общества в целом. Все люди в обществе так или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной группе, близкой ему, чтобы чувствовать себя в ней комфортно, чтобы стать частью группы. Понимание того, что такое «Я» и что «Мы» — это главное в жизни каждого человека. Все это придает человеку бодрость, уверенность в себе, дает ощущение собственной значимости и потребности. Процессы взаимодействия индивидов друг с другом — это совершенствование и формирование новой индивидуальной личности. Тематический видеоролик поможет лучше усвоить представленный материал. Убедитесь, что вы это проверили.

Формы проявлений

Социализация в психологии — это процесс, в ходе которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от его субъективных характеристик.

Социализация может происходить по следующим причинам:

  • личность легко адаптируется к социальным условиям;
  • человек познает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
  • личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
  • человеческая деятельность направлена ​​на морально-этическое поведение, на развитие гуманистических ценностей;
  • в жизни человек постоянно развивает свои личные качества;
  • личность отождествляется с социальными ролями;
  • развивающийся человек становится интеллектуально зрелым, приобретает способность анализировать;
  • человек несет ответственность за свои действия перед командой;
  • личность развивает самосознание и учится размышлять.

Диагностика

Диагностика социализации — один из инструментов познания явления, а также метод создания условий для дальнейшего приобретения навыков социализации.

Функции диагностики социализации:

  • информативный и прогностический. Он состоит из анализа данных, показывающих уровень социализации человека. Они также являются отправной точкой для формирования условий для дальнейшей социализации;
  • оценочный и эффективный. Он заключается в оценке результатов работы, поиске эффективных способов решения социальных и педагогических проблем;
  • корректирующий и формирующий. Он заключается в предоставлении возможности одновременно выявлять недостатки и отклонения в деятельности и своевременно исправлять их для наиболее эффективной социализации.

К критериям социализации человека при диагностике явления относятся:

  1. Когнитивные компоненты (знание человеком проблем в социальной сфере, темп прогресса в социализации).
  2. Эмоционально-волевые компоненты (отношение человека к своей и чужой национальности, социуму и трудовой деятельности).
  3. Компоненты поведения (склонность к коллективизму, степень активности, вовлеченность во взаимоотношения с людьми).

Существует множество психологических тестов для разных возрастных групп, позволяющих определить уровень социализации человека, выявить наличие травмирующих факторов в процессе его развития.

Например, тест «Уровни социализации личности», опубликованный в учебнике, разработан кандидатом философских наук Р.И. Мокшанцевым и доработан кандидатом психологических наук Т.А. Бондаренко.

Тест позволяет оценить уровень социализации человека и выявить психологическую травму, которая может быть получена во время роста. Тест включает вопросы от первого лица о внутреннем состоянии человека и его отношении к жизненным ситуациям; варианты ответа отражают согласие или несогласие человека.

Что касается оценки социализации школьников, можно отметить «Мониторинг социализации личности ученика», разработанный доктором педагогических наук М и Рожковым.

Целью мониторинга является выявление уровня социальной адаптации, активности, самостоятельности и нравственного воспитания учащихся. Суть теста — выслушать участниками 20 утверждений, для чего необходимо отметить их согласие или несогласие с утверждениями.

Зависимость от воспитания

Образование в основном влияет на степень социализации. А личность, которая живет с родителями, зависит от их поведения и манер. На формирование характера влияют религиозные взгляды, степень контроля со стороны родственников, семейные и школьные отношения. Педагоги изучают процесс социализации вместе с образованием. Важно развить в ребенке гуманистическую ориентацию, которая позволит ему стать полезным членом общества.

Социализированная личность формируется под влиянием разных групп. В детстве это родители и близкие родственники, в подростковом возрасте — одноклассники и друзья, в зрелом возрасте — трудовой коллектив и соседи. А образование поможет сформировать у ребенка нравственную позицию, основанную на действиях окружающих, он сможет развить способность правильно оценивать собственные действия. При этом задействована эмоциональная и интеллектуальная сферы персонажа. В этом случае обучение будет осуществляться двумя способами:

  • создание определенных психологических условий;
  • сообщение норм и правил поведения.

Первый вариант будет стимулировать интересы ребенка и его инициативу, что позволит ему в дальнейшем заниматься общественной деятельностью. Желательно почаще бывать вместе и регулярно разговаривать, чтобы разъяснять суть моральных представлений, идеалов и правил поведения. Это помогает детям найти свое место в жизни и отличить плохую компанию от хорошей. Оба пути необходимо использовать одновременно. Это даст максимальный результат.

Какие социальные институты занимаются социализацией личности?

  • Семья;
  • Образовательные учреждения (детский сад, школа, университет);
  • Профессиональные и заинтересованные группы;
  • Культура;
  • Религия;
  • СМИ;
  • Правовая система государства;
  • Военное ведомство;
  • Пенитенциарная система.

Методы управления

Социализация в психологии — это процесс, играющий решающую роль в развитии личности с раннего возраста. В образовании чаще всего используются методы управления социализацией; Сопоставление характеристик процесса социализации и возможностей обучения позволяет определить специфические функции учебной деятельности в управлении позитивной социализацией ребенка.

Компенсация недостатков первичной социализации

известно, что первичная социализация играет важную роль в приобретении ребенком коммуникативных навыков в раннем возрасте и в его понимании норм поведения. Распространенность жестокого обращения с детьми приводит к тому, что целые группы детей становятся жертвами неблагоприятных социальных условий.

Упадок самого института семьи, который переживают взрослые, отрицательно сказывается на социализации детей. Следовательно, образование должно выполнять задачу компенсации внимания, которое ребенку не уделялось в семье.

Его может выполнять педагог в следующих положениях:

  • принятие ребенка таким, какой он есть;
  • понять причины изоляции ребенка;
  • создать для ребенка удачную ситуацию;
  • включение ребенка в жизненную ситуацию, в которой он может чувствовать себя значимым.

Предупреждение или коррекция детских комплексов

Дети часто не уверены в себе из-за ощущения неудач в своей деятельности. Ребенок испытывает дискомфорт из-за халатности и недоброжелательности со стороны сверстников, начинает считать свою внешность некрасивой и придирается к себе.

Эти процессы приводят к формированию комплексов и усвоенной беспомощности у ребенка, что в дальнейшем препятствует реализации личности и ее социализации. Поэтому важно создать среду, способствующую развитию ребенка, и убедить его в своей полезности и необходимости.

Расширение социального опыта детей

Формированию здоровой социализации может способствовать использование комплекса занятий, участие в которых позволяет человеку расширить свой кругозор и овладеть опытом человеческих взаимоотношений в межличностном взаимодействии.

Эти мероприятия включают:

  • экскурсии в музеи, художественные галереи;
  • связь с учреждениями дополнительного образования и культуры;
  • социально ориентированная деятельность (благоустройство архитектурно-пространственной среды, выступления с концертами перед населением);
  • встречи с представителями разных профессий.

Процесс социализации человека — важное явление, которое начинает проявляться с детства. В психологии различают формы, типы и этапы социализации, знание которых вместе с правильным диагнозом может помочь оперативно выявить проблемы взаимодействия с обществом и исправить их с течением времени, используя методы управления процессом социализации.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, которое отклоняется от норм, принципов и стандартов, принятых в обществе.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то плохого: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, она обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение европейского муниципалитета будет считаться крайне девиантным, в то время как в Европе на него просто не обратят внимания, поскольку оно соответствует принятым там стандартам поведения.

Может нарушаться социализация индивидов, поэтому психологи также говорят о девиантном поведении: именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, проявляют склонность к насилию, жестокости и противоправным действиям.
Даже подростки, которые пытаются выделиться из толпы, заявить о своем «я», имеют признаки девиантного поведения.

Девиантное поведение всегда является результатом проблем с социализацией человека, но, к сожалению, процесс социализации не может быть записан как план и строго соблюдаться.

Источники

  • https://sizozh.ru/socializaciya-lichnosti-opredelenie-ponyatiya-v-psihologii
  • https://healthperfect.ru/sotsializatsiya-v-psihologii.html
  • https://srazu.pro/socializacia/pervichnaya-i-vtorichnaya.html
  • https://psiho.guru/terminy/chto-takoe-socializaciya-v-psihologii-opredelenie-i-sut-ponyatiya.html
  • https://srazu.pro/socializacia/socializaciya-chto-takoe.html
  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
  • https://HeadLife.ru/socializaciya-lichnosti/

Оцените статью
Блог о психологии