Аристотель: биография, чем известен, цитаты и афоризмы

Основные события

Аристотель провел большую часть своей жизни в Афинах. Его путь в науку начался с академии Платона и закончился созданием своей школы. Великий философ прославился своими сочинениями, непростыми отношениями с учителем и близостью к Александру Македонскому.

Ранние годы

Биография Аристотеля

Точная дата рождения Аристотеля неизвестна. Он родился между июлем и октябрем 384 или 383 г до н.э в городе Страхир. Его отец Никомах был врачом и представителем очень старой семьи. Поэтому Аристотеля учили с раннего возраста. Это было традицией дворянских домов того времени. Никомах был автором очерка по натурфилософии и написал несколько медицинских книг. Их содержание привело к развитию интереса к биологии у молодого грека.

Родители будущего философа умерли, когда он был еще подростком. Проксен, муж старшей сестры Аристотеля, получил дальнейшее образование мальчика. Он позаботился о продолжении полноценного образования мальчика. Отношения между будущим ученым и его наставником были теплыми и дружескими. А после смерти главы семейства, благодаря заботе Аристотеля, семье Проксена ни в чем не было нужды.

Академия Платона

Краткая биография Аристотеля

В семнадцатилетнем возрасте юноша прибыл в Афины. Уже тогда его идеи начали обретать форму. Некоторые из них возникли в процессе овладения риторикой до знакомства с будущим учителем и повлияли на его важные произведения.

Двадцать лет Аристотель был в Академии Платона. Отношения между наставником и его учеником были противоречивыми. Последний был нахальным и непочтительным, критиковал идеи Платона и прерывал его рассказы. Однажды их столкновение привело к тому, что философ стал избегать своего ученика.

Несмотря на конфликты и различия в мировоззрении, Аристотель уважал учителя и отзывался о нем как о друге.

Жизнь после Афин

В 347 г до н.э умер Платон, после чего Аристотель и Ксенократ, верные ученики покойного философа, покинули Афины.

Краткая биография Аристотеля

Греки прибыли в город Ассос на побережье Малой Азии, которым правил тиран Гермия, и пробыли там три года. Тиран уважал Аристотеля и часто слушал его лекции. Гермия боролся против господства Персии на греческих землях, за что был убит. Для Аристотеля это был настоящий удар. Потеря друга и союзника в восстановлении независимости своей родины вынудила философа поспешно покинуть город и укрыться на острове Лесбос. Пифия, приемная дочь тирана, сбежала с ним. Она была племянницей Гермии, и смерть ее опекуна сблизила ее с Аристотелем. В браке с Пифией у философа родилась дочь, которую назвали в честь матери.

Воспитание Александра

Около 340 г до н.э учёный прибыл в Македонию по приглашению Филиппа II. Правитель предложил Аристотелю стать наставником его сына Александра. Будущему королю было около четырнадцати, когда философ начал свои занятия. Аристотель научил его многим наукам, но особую любовь князь питал к поэзии Гомера. «Илиада» стала источником вдохновения для Александра, так же как Ахиллес был его героем.

Аристотель вкратце

Правитель Македонии хорошо заплатил Аристотелю, чтобы он ни в чем не нуждался. Философ продолжал заниматься различными науками, развивая свои концепции.

Убийство Филиппа II в 335 г положило конец обучению. Александр стал королем и больше не нуждался в учителе. Став правителем, он внес вклад в открытия своего наставника. По его приказу все виды растений и животных были доставлены Аристотелю для исследования.

Александр Великий отправился в свою великую кампанию в Азии, а его наставник уехал в Афины, оставив своего племянника и ученика Каллисфена в суде.

Пребывание у Гермия

После смерти Платона, умершего в 347 г до н.э., Аристотель с Ксенократом и двумя другими учениками уезжает в Ассос — прибрежный город, раскинувшийся перед р. Лесбос. Мудрый старый учитель посоветовал молодым людям помириться с правителем Ассоса и Атарнеа Эрмио, который был известен своим необузданным нравом.

Находясь в Ассосе, Аристотель получил благосклонность правителя-тирана. Гермия уважал философа и интересовался его учением. Результатом их сближения стал брак мыслителя с приемной дочерью и внучкой правителя Пифии. Здесь Аристотель прожил около трех лет.

Появление Ликея

Вернувшись в город, Аристотель создал школу возле храма Аполлона Ликийского, от которого она и получила свое название. Лицей славился своими садами, рощами и крытыми дорожками. Поэтому последователей философа стали называть перипатетиками, от греческого обозначения ходьбы.

Сообщение аристотеля b

Школа Аристотеля преподавала не только философию, но и другие науки. Представители средней школы изучали физику и астрономию, историю и географию. Утром проводились уроки для более опытных учеников. После них на уроке могли присутствовать менее подготовленные ученики.

В этот момент умерла его первая жена. В честь Пифии он построил мавзолей, где мог оплакивать свою смерть. Два года спустя Аристотель женился на бывшей рабыне Герпеллис. Она родила ему сына по имени Никомах.

Незадолго до смерти Македонянина его отношения с наставником испортились. Александр возомнил себя Богом и казнил всех, кто не соглашался с этим, включая Каллисфена, который стал придворным историком.

В 323 г до н.э., после смерти царя, в Афинах началось восстание. Аристотеля обвиняли в неуважении к богам, мотивируя это стихами, написанными двумя десятилетиями ранее. Настоящей причиной преследования могла быть близость к ненавистному королю.

Философ отправился на родину своей матери Фестиды в Халкиду, не дожидаясь суда. Он жил в своем доме со второй женой и двумя детьми, пока в 322 году не умер от болезни желудка.

Основание школы

Биография Аристотеля кратко описывает, как греческий философ, оставив своего племянника Каллистена с македонцем, вернулся в Афины в 335 г до н вокруг двора, прогулка). Это характеризовало место уроков или путь учителя в процессе подачи информации — ходьба туда-сюда. Представители перипатетической школы наряду с философией занимались различными науками: физикой, географией, астрономией, историей. Утренние уроки, называемые «акроаматическими», посещали наиболее подготовленные ученики, днем ​​любой желающий мог послушать философа.

биография Аристотеля коротка и понятна

Этот период в биографии греческого философа — переломный, ведь именно в это время в процессе исследований было сделано много важных открытий и создана колоссальная часть трудов, во многом определивших и направивших развитие мировой науки в России правильное направление. В эти годы умерла его жена Пизия. Второй раз Аристотель женился на своей бывшей рабыне Герпиллис.

Обвинение и преследования

В 323 г до н.э после смерти Александра Македонского в Афинах произошло восстание, провозгласившее освобождение от македонского владычества. Мятежные демократы призвали к изгнанию вражеских войск из страны. Затем Аристотеля обвинили в нечестии.

Основанием для претензии послужил гимн «Добродетель», написанный им в честь Эрмия почти двадцать лет назад. Прокуратура настаивала на том, что стиль композиции был похож на гимны Аполлону, а злой царь Атарреи не заслужил такого почитания.

Но гимн, вероятно, был подходящим предлогом для разжигания политического преследования ученого, главной причиной которого была его тесная связь с македонским правителем. Кроме того, философ не имел афинского гражданства и соответствующих политических прав.

Юридически даже основанный им лицей мыслителю не принадлежал (школа в завещании не упоминалась). Боясь повторить судьбу Сократа, Аристотель покинул Афины и со своей второй женой и детьми переехал в Халкиду на Эвбею, где поселился в доме своей матери.

Аристотель и македонец
Аристотель был наставником Александра Великого

Последние годы жизни

Биография Аристотеля кратко и ясно описывает, что древнегреческий философ, с энтузиазмом занимавшийся миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после смерти Александра Македонского в 323 г до н.э возникла волна антипреследований и репрессий. Македонский начался в стране, небо сгустилось над головой греческого философа. Аристотеля обвинили в неуважении к богам и богохульстве, что вынудило ученого, в том числе предрассудки предстоящего суда, уехать с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбея, ставший последним прибежищем его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы лицея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Семья великого ученого продолжила его дочь Пифиала (сын Никомаха, по некоторым предположениям, погиб на войне в молодости).

Смерть

После смерти Александра Македонского в Афинах все чаще стали возникать восстания против правления Македонии. Примерно в это же время в биографии Аристотеля, как бывшего наставника полководца, многих обвиняли в атеизме.

Мыслителю пришлось покинуть Афины, чтобы избежать печальной участи Сократа, отравленного ядом. Фраза «Я хочу спасти афинян от нового преступления против философии», произнесенная им позже, стала очень популярной.

Вскоре мудрец вместе со своими учениками отправился на остров Эвия. Два месяца спустя, в 322 г до н.э., Аристотель умер от прогрессирующей болезни желудка. Ему тогда было 62 года.

Интересные факты

  • Некоторые биографы Аристотеля, такие как Плутарх или Страбон, утверждали, что Аристотель имел дефект речи, был внешне очень уродлив, но любил роскошно одеваться.
  • Есть свидетельства того, что философ очень мало спал и даже во сне держал в руке бронзовый шар, который, упав в таз, разбудил философа.
  • Всего Аристотель написал более 40 работ по риторике, поэтике, этике, политике, метафизике, логике и естественным наукам (космологии).
  • Считается, что именно Аристотель привил Александру Великому любовь к гомеровской Илиаде. Царь всегда держал стихотворение под подушкой, рядом с кинжалом.

Аристотель: чем известен, цитаты философа

Как ученый, Аристотель провел годы своей жизни, размышляя о том, как устроен мир, как он развивается, как он известен. Все науки Аристотель разделил на три типа:

  1. Теоретические: физика, математика, метафизика как наука, исследующая мир и бытие.
  2. Практические, которые помогают организовать жизнь общества: политика, наука о государстве, этика.
  3. Поэтические или творческие: музыка, стихи и т.д.

Аристотель как философ

Аристотель подводит итоги двухвекового развития древнегреческой философии. Одно из главных мест его учения занимает труд «Метафизика» — рассуждения о началах и причинах всего сущего. В этой области Аристотель сделал следующие открытия:

  • Материя вечна, она существует в виде 5 первоэлементов: воздуха, земли, воды, огня и эфира.
  • Он ввел в философию такие понятия, как пространство и время, определил уровни всего, что существует на Земле — от неорганической природы до человека.

До Аристотеля философия была совокупностью всего знания. С него это начинается как наука о природе, обществе и мысли.

афоризм

Аристотель — основоположник логики

Древний ученый вошел в историю как основоположник формальной логики. Он разработал теорию познания, определил, где начинается мышление и в каких формах существует. Аристотель сформулировал логические законы:

  1. Закон тождества, согласно которому невозможно изменить значение понятий в рассуждении.
  2. Закон противоречия, согласно которому два противоположных суждения не могут быть верными одновременно.
  3. Закон исключенного третьего, который гласит, что только одно из двух противоположных утверждений может быть истинным.

Законы логики Аристотеля:

  • Закон о личности
  • Закон противоречия
  • Третий закон исключен

В наше время многие философские, научные и даже теологические концепции и теории построены на трех законах логики, выведенных Аристотелем.

Учение Аристотеля о государстве и политике

С этой точки зрения философ отклонился от учения своего наставника Платона, который считал, что собственность и семья подрывают основы идеального общества и что все должно быть общим. Аристотель отстаивал право на частную собственность и существование моногамной семьи. Он также признал существование рабства.

Аристотель разделил формы государства на две группы:

  1. Те, кто несут общее благо (монархия, аристократия), отнесены к правильным.
  2. Тирания, олигархия и демократия считались неправильными формами.

Аристотель утверждал, что людям свойственно жить только в сообществе: «Человек по своей природе — существо социальное». А политика существует для того, чтобы правильно организовать жизнь общества.

афоризм

Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом

Однако Аристотель, как и Платон, видел в государстве нечто большее, чем просто средство обеспечения безопасности людей и регулирования общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, — это достижение добродетельной жизни, а поскольку добродетель является условием и гарантией счастья, то, следовательно, и счастливой жизни. Неслучайно греческий философ определял человека как социальное животное, наделенное разумом. Человек по самой своей природе предназначен для сосуществования; только в сообществе они могут быть сформированы, воспитаны как нравственные существа. Однако такое воспитание возможно только в справедливом состоянии: с одной стороны, истинная справедливость, наличие хороших законов и их соблюдение улучшают человека и способствуют развитию в нем благородных наклонностей, а с другой — «цель государства — хорошая жизнь .. само государство — это общение кланов и деревень для достижения совершенного самодостаточного существования», лучшая жизнь, которая, по Аристотелю, предполагает не только материальные блага (Аристотель был сторонник среднего материального достатка, когда в обществе нет бедных или слишком богатых), но прежде всего уважения к справедливости. Справедливость венчает все добродетели, которым Аристотель также приписывал благоразумие, щедрость, самообладание, отвагу, щедрость, правдивость, доброжелательность.

Предпосылка политических концепций древних философов — признание законности и необходимости рабства. И Платон, и Аристотель говорят о состоянии свободы: рабы не считаются гражданами государства. Аристотель считает, что люди по своей природе неравны: те, кто неспособен брать на себя ответственность за свои действия, неспособны стать хозяевами самих себя, не могут развивать умеренность, самоконтроль, справедливость и другие добродетели, что по природе является рабом и может только осуществлять волю другого.

Какая главная цель человека?

счастливая компания

Главная цель человеческого существования — добро. Наивысшее благо — это чувство счастья и полного блаженства. Но благо не должно быть индивидуальным для каждого человека, оно напрямую зависит от общественного блага. Поэтому для достижения своих целей человеку просто необходимо присоединиться к другим «социальным животным». И чтобы добиться этого союза, люди создают государство. Именно состояние является связующим звеном в человеческом общении и взаимодействии.

Этические взгляды Аристотеля

Философ изучал духовные качества человека, которые он разделил на ментальные и этические. Именно он ввел термин «этика» для обозначения этих характеристик людей, считающихся добродетельными чертами, такими как кротость, справедливость, благородство, щедрость и т.д. В то же время он заметил: «Чтобы творить добро, нужно прежде всего иметь его».

Телеология Аристотеля

Чтобы объяснить процессы движения, изменения и развития, происходящие в мире, Аристотель вводит четыре класса причин: материальные, формальные, действующие и объективные: «Все… причины делятся на четыре совершенно очевидных типа. Звуки слова в слогах, материал продуктов, огонь, земля и все эти элементы тел, части целого, предпосылки для вывода — все это причины этих вещей в том значении, из чего эти вещи сделаны более того, одни из них суть причины как субстрат (например, часть), другие — как сущность бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, целитель, советчик и вообще то, что действует, — все это причины в том смысле, от которых исходит начало изменения или покоя. А все остальное — причины в смысле цели и пользы для другого, потому что «то, для чего» должно быть лучшим, а цель — для другого, и не имеет значения, является ли это подлинным благом или благом. «Следовательно, причина, по которой статуя возникла из бронзы, — это, во-первых, сама бронза (материальная причина), во-вторых, деятельность скульптора (действующая причина) и, в-третьих, форма, которую бронза приобрела в результате деятельности скульптора (формальная причина), и, в-четвертых, цель, которую поставил перед собой скульптор (причина, цель или «для чего», как сказал Аристотель). В аристотелевской доктрине причины последней и преднамеренной она была названа телеологией (от греческого «телос» — цель).

Физика, космология, биология

Аристотель оставил потомкам физику в наследство, существовавшую чуть меньше духа тысячелетий и опровергнутую только в начале 16 века известным итальянским ученым Г. Галилеем. Правда, он понимал слово «физика» шире, чем это принято сейчас, и включал биологию, так что это было синонимом современного понятия «естественная история». Физика была основана на том принципе, что сила является причиной движения тел (Аристотель даже не подозревал о свойстве инерции). Более того, он отказался от христианско-демократического бланка и заполнил пространство «эфиром» — сплошной средой, не имеющей гравитации и других физических свойств. В физике Аристотеля каждое тело имеет естественную форму движения. Для земных тел это естественное движение — это движение по прямой в центре пространства (т. Е. В центре Земли), если они тяжелые (такие как земля, вода и сложные тела, частью которых они являются), или от центра к периферии, если они легкие (огонь, воздух и т д.). В небесном мире над Луной вечное равномерное круговое движение естественно. Неистовое движение земных тел происходит под действием силы.

Древние греки предполагали, что Земля имеет сферическую форму (вспомните этимологию слова «антиподы» — люди, идущие к нам вверх ногами по противоположной стороне земного шара), а Аристотель впервые в истории попытался измерить диаметр Земли, получив результат, вдвое превышающий фактическое значение. Надлунный мир, как у Платона, у Аристотеля, — это вечный, неподвижный и неизменный мир.

Аристотель внес большой вклад в становление биологии как науки. В своих биологических трудах он описал 495 видов различных живых существ, в том числе 160 видов птиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько же видов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только в начале 19 века известным естествоиспытателем Ж. Кювье.

Логика. Аристотель — создатель логики как науки о правильном мышлении. (Правда, он сам называл ее «Аналитикой», а название «Логика» получило в середине XI века). Его первая логическая работа «О софистических опровержениях» была посвящена борьбе с уловками софистов: учителя домашних заданий, которые бродят по Греции, дают уроки детям богатых, но не слишком образованных греков и обманывают их с помощью умышленных логика ошибок (софистика), чтобы привлечь больше денег на уроки. Аристотель проанализировал наиболее распространенные уловки софистов, указав, на каких ошибках они основаны, а позже в работах «Первый аналитический» и «Второй аналитический» создал теорию правильного дедуктивного мышления (так называемую силлогистику). Лишь в середине XIX века были заложены основы современной символической логики, не основанной на аристотелевских принципах.

Бог как перводвигатель

Согласно заключению Аристотеля, движение мира — это единый процесс. Но ничего не происходит само по себе. А Бог — первопричина всего земного движения. Главный двигатель — это Бог, субстрат, который создает все остальное, иными словами, является причиной и принципом всего сущего на земле. Но это ни в коем случае не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство или ислам, хотя человек, недостаточно знакомый с этой теорией Аристотеля, может все понять в ином свете). Этот принцип, скорее всего, напоминает четкий алгоритм движения всего и взаимосвязь между категориальными процессами, которые заканчиваются и начинаются снова. Регулярность расписана по дням и часам. Аналогом этой закономерности может быть курс фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог проявляет в себе чистую форму и первую сущность. Божественность — сверхчувствительная, всеобъемлющая сущность. В теории познания по Аристотелю Божественность занимает первое место.

Идея души

Душа, согласно Аристотелю, представляет собой своего рода субстанцию, тесно связанную с физическим организмом, который выполняет и выполняет регулирующую функцию. Тело и душа, по мнению философа, неотделимы друг от друга. Душа в свое время также является источником (вероятно, аккумулирующим энергию в оболочке тела). Душа подобна форме, упорядоченной, гармоничной. Бытует мнение, что Аристотель соотносит душу и в какой-то мере отождествляет себя с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего естественного человеческого тела, душа имеет не только регулирующую природу, но также обладает аналитическим функционалом. Душа — это и центр, и кульминация, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, неизведанной и неразрушимой. Материя не может возникнуть из ничего, она не может даже увеличиваться или уменьшаться в своем количестве, но сама материя, согласно Аристотелю, инертна, пассивна. Он содержит только возможность появления действительно разнообразных вещей, например, например, мрамор содержит возможность появления различных статуй. Чтобы превратить эту возможность в реальность, необходимо придать материи адекватную форму. Под формой Аристотель понимал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится реальной. Форма — это стимул и цель, причина образования вещей, отличных от однообразной материи: материя — это своего рода глина. Чтобы из него происходили разные вещи, нужен гончар — бог (или первооткрыватель разума). Форма и материя неразрывно связаны, так что все возможное уже содержится в материи и для естественного развития получает свою форму. Весь мир — это набор форм, которые связаны друг с другом и расположены в порядке возрастания совершенства. Таким образом, Аристотель приближается к идее единого существа вещи, явления: они представляют собой слияние материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат существования. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, это также материальный принцип, субстрат, а вырезанная в нем статуя уже представляет собой единство материи и формы. Главный двигатель мира — это Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина вселенной.

Мировоззрение Аристотеля

Как философ Аристотель понимал существование мира и человека в нем, что в наше время называется мировоззрением. Его взгляды были:

  • Он считал существование Бога единственным двигателем мирового развития. Философское богословие начинается с Аристотеля.
  • В своем фундаментальном труде «О душе» он развивает идею души как внутренней силы, присущей телу. Частями души считайте память, эмоции, восприятие, знания. Они также включают пять чувств, с помощью которых человек познаёт окружающий мир. Говоря о человеческих способностях, ученый заявил: «Разум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на практике».
  • Аристотель был сторонником геоцентрической структуры мира, то есть считал, что Земля является центром Вселенной. Эти взгляды преобладали до появления учения Коперника.

Аристотель и естественные науки

В трактате «Физика» ученый изложил общие принципы научных исследований. Эти идеи стали основой для развития многих естественных наук, и их изучение до сих пор начинается с упоминания вклада древнего мыслителя.

Сам ученый заинтересовался изучением природы в подростковом возрасте под влиянием отца. Позже он описал растительный мир и его учеников: животный мир. В то же время Аристотель относил одушевленность природы растительному миру.

Краткая биография Аристотеля показывает, что мыслитель охватил практически все области знания, сложившиеся в античный период. Его наследие, дошедшее до наших дней, составляет около 50 книг — так называемый «Аристотелевский корпус». Полные издания сочинений философа появились в Европе в 15, 18 и 19 веках. Изданы латинские и греческие издания.

Все сохранившиеся произведения Аристотеля доступны современному человеку. Востребованность его учений на протяжении веков является наиболее красноречивым доказательством научного значения древнего философа.

Источники

  • https://na5.club/biografii/aristotelya-i-glavnye-temy-ego-otkrytij.html
  • https://stories-of-success.ru/nauka-meditsina/aristotelya
  • https://FB.ru/article/267036/biografiya-aristotelya-kratko-o-drevnegrecheskom-filosofe
  • https://interesnyefakty.org/aristotel/
  • https://obrazovaka.ru/alpha/a/aristotel-aristotle
  • https://www.nur.kz/family/school/1882387-aristotel-biografia-cem-izvesten-citaty-i-aforizmy/
  • https://greciya-ellada.ru/aristotel/
  • https://myfilology.ru/174/filosofskoe-uchenie-aristotelya/
  • https://FB.ru/article/380406/po-aristotelyu-chelovek—eto-uchenie-aristotelya-o-cheloveke
  • http://www.SoleCity.ru/philosophy/aristotel

Оцените статью
Блог о психологии