Что такое буллинг: понятие, примеры, причины, профилактика

Буллинг и его основные признаки

Издевательства — это специфическое агрессивное поведение одних детей по отношению к другим. В то же время насилие не всегда физическое. Психическое воздействие приносит не меньше страданий.

Проблема запугивания члена команды со стороны других существует уже давно. Теперь он получил свое современное название — буллинг. Оно происходит от английского хулигана — насильник, боец. Во взрослой среде тоже есть подобное явление, которое называется моббингом.

Издевательства можно выразить как:

  • распространение сплетен и нелепых сплетен;
  • словесные оскорбления — злые шутки, нецензурные выражения, насмешки;
  • бойкотировать.

По статистике, до 45% детей школьного возраста подвергались школьным издевательствам в различных формах.

Издевательства подразумевают неравную власть и регулярность издевательств. В школах это явление начинается в младших классах, когда старшие школьники забирают у детей карманные деньги, конфеты, игрушки и телефоны. Затем начинается психологическое воздействие: детям дают оскорбительные прозвища, распространяются сплетни, организуется невежество.

В современном мире есть большие возможности для издевательств в социальных сетях. Дети стараются не только подшутить над человеком, но и записать об этом видео и выложить в сети. В некоторых случаях основная идея — снять видео, и только потом искать жертву для издевательств. Подростки до 14 лет не боятся уголовной ответственности, поэтому проявляют большую агрессию и часто не признают свою вину, перекладывая ее на потерпевшего и отвечая, что он заслуживает такого отношения.

Если над ребенком издевались, он не всегда может сразу пожаловаться родителям. Это зависит от характера, семейных отношений, возраста и многих других причин. Угадать насилие над ребенком можно по следующим признакам:

  • повышенная тревожность;
  • нежелание ходить в школу;
  • снижение успеваемости;
  • энурез;
  • нервный тик;
  • боли в животе и груди без причины;
  • в депрессии;
  • частые простуды;
  • склонность к одиночеству;
  • обострение хронических заболеваний;
  • чрезмерная уступчивость и осторожность;
  • тишина;
  • нежелание общаться со сверстниками, изоляция;
  • нарушение аппетита.

Жертва, подвергшаяся издевательствам, испытывает психологический стресс. Это состояние, когда человек не видит способов справиться с обстоятельствами. В результате в организме происходит мощный выброс адреналина. Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности всех органов и систем: учащается пульс, нарушается работа иммунной системы, в будущем провоцируется развитие многих заболеваний, угнетаются процессы пищеварения. Наблюдаются сильные нарушения со стороны психики: снижается самооценка, появляются мысли о самоубийстве.

Проблема современного буллинга

Что такое современные издевательства? Это постоянное преднамеренное давление на жертву со стороны его или ее социального окружения. Проблема издевательств среди школьников не заканчивается насмешками и жестокими шутками. В результате частых избиений жертвы издевательств (издевательств) получают многочисленные травмы легкой, средней, а иногда и тяжелой степени.

Результаты социологических опросов показывают, что издевательства — это не просто явление, затрудняющее учебный процесс ребенка в школе. Те, над кем издевались в подростковом возрасте, не могут успешно социализироваться, подорванная психика не позволяет зрелой жертве успешно справляться со своими комплексами.

В сегодняшних реалиях даже дома ребенок не может защитить себя от преследований: злоумышленники унижают его в социальных сетях, пишут оскорбительные сообщения. Такое поведение подростков в Интернете называется кибербуллингом».

Кроме того, истощенная нервная система жертвы не выдерживает давления. Негативные последствия травли — депрессия и воздержание. Среди подростков распространены самоубийства из-за издевательств в школе.

Важно! В России не принято открыто говорить о том, что такое травля. Коллективы преимущественно женских школ молчат о проблеме, потому что не знают, что им делать. Некоторые родители не понимают, что такое издевательства в школе. Они не видят ничего серьезного в жалобах ребенка на одноклассников, считая, что дети-подростки должны научиться решать свои проблемы самостоятельно.

Это не помогает решить проблему

Причины буллинга

Издевательства — понятие многофакторное; несколько компонентов способствуют его появлению в школе. Во-первых, микроклимат школы часто способствует развитию травли.

Это происходит, когда:

  • Сами учителя провоцируют ситуации издевательств, позволяя унижать или высмеивать отдельных детей.
  • Взрослые создают привилегии для некоторых студентов, которые становятся «фаворитами» и которым многое прощается.
  • Педагоги стараются не замечать конфликтов между подростками, не берут на себя ответственность за агрессивное поведение детей. Удерживаясь от проблемы, взрослые тем самым способствуют дальнейшему развитию издевательств в школе.

Важна личность самого агрессора как центральной фигуры издевательств.

Дети и подростки становятся быками при наличии следующих факторов:

  1. Уровень воспитательной работы в семье отсутствует или очень низкий.

  2. У человека очень низкая самооценка, которую он пытается поднять, унижая других.

  3. Ребенок старается быть в центре внимания, стать неформальным лидером.

  4. Есть опыт подобных отношений в предыдущих социальных группах.

  5. Эмоциональная подвижность: импульсивность, агрессия.

  6. Низкий уровень эмпатии, сочувствия.

Дети из социально неблагополучных семей, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками и вступающие в сексуальные контакты с раннего возраста, часто становятся хулиганами. Напротив, агрессорами выступают дети из абсолютно обеспеченных семей, так называемые «взрослые». Злоумышленники разделяют недостаток любви и внимания со стороны взрослых, в том числе из-за постоянного дохода. Ребенок, оставаясь без понимания со стороны самых близких людей (мамы и папы), ожесточается и пытается добиться признания, запугивая других детей эмоционально и физически.

Социальность

С точки зрения нейрофизиологии, человек получает удовольствие от принадлежности к группе. И ему практически все равно, что — чувствуя себя частью коллектива, он чувствует благополучие из-за раздражения дофаминергической системы. Также, став членом социальной группы, человек чувствует уменьшение страха и беспокойства, начинает испытывать чувство тепла и защищенности от принадлежности к коллективу.

Большинство людей, когда они решают побыть в одиночестве или в группе, выбирают команду. Чувствуя себя частью группы, они будут чувствовать покой, равновесие и стабильность.

Если человек признает другого в чем-то непохожим (цвет кожи, форма черепа, рост, форма тела, уровень культуры), то высока вероятность проявления агрессии на биологическом уровне.

Конформизм

Подражание, присущее всему живому миру, характерно и для человека. Но когда возникает противодействие, у человека возникает чувство «я не прав». И здесь все в головном мозге: в этот момент активно раздражается вентральная медиальная префронтальная кора, которая участвует в обработке риска и страха. Кстати, именно на этом механизме раздражения и основано обучение с подкреплением: хорошо поработали — получаете бонус; ошибся — ты наказан.

Если человека долго уговаривают в чем-то, чтобы продемонстрировать ему определенное поведение, то затылочная кора, анализирующая зрительное раздражение, будет воспринимать это как истину. Так, например, вы можете заставить человека воспринимать агрессивное поведение как норму. Это убеждение может формироваться у ребенка даже при просмотре мультфильмов с агрессивным поведением персонажей и закадровым смехом.

Исследования и эксперименты ученых и психологов (Стэнли Милгрэм, Соломон Аш и Филип Зимбардо) подтверждают теорию о том, что достаточное количество людей соглашается подчиняться. Система дофамина требует, чтобы мы были коллективными. Поэтому человеку часто легче согласиться с линией команды (какой бы «кривой» она ни была), чем противостоять этой команде.

И еще один неприятный обходной путь. Когда человек принадлежит к команде, существует определенная формальная ответственность: «Я являюсь членом команды, а это значит, что я должен действовать так же, как и команда». И тут чувство вины улетучилось: «Это сделал не только я, это сделали все». Конечно, тяжело и неприятно травить кого-то в одиночку — а когда нас трое, четверо, пятнадцать, никто не виноват, потому что так поступила вся группа. Зачастую причиной такого «стайного» поведения являются несамостоятельное мышление, стресс и низкий уровень интеллектуальных способностей у детей.

Когда человек не может контролировать свои эмоции, очень легко «повернуть» свое поведение в неверном направлении. Условия для травли хорошо «прорастают» на основе детской незрелости, отсутствия независимости и очень сильного желания принадлежать к коллективу.

Каким бывает буллинг

Исходя из характеристик события, издевательства чаще всего классифицируются следующим образом:

  1. Минуты. Проявляется в виде словесных издевательств, оскорблений, неуважительных комментариев.
  2. Физик. Физическое запугивание и запугивание посредством отталкивания, блокировки и повторяющихся атак.
  3. Социальное. Это постепенная социальная изоляция жертвы. Человеку сознательно не разрешается работать в группе, общаться с ее участниками.
  4. Кибер-издевательства. Это проявляется в распространении ложных слухов, обвинений, угроз через Интернет. Издевательства могут происходить как в личной переписке (в том числе по электронной почте), так и на страницах социальных сетей.

С такими проявлениями издевательств можно бороться в самых разных сферах жизни. У детей и подростков это чаще всего происходит в школе и в Интернете, у взрослых, на работе или в Интернете.

Среди взрослых есть несколько распространенных типов издевательств: моббинг, босс и троллинг.

Девушка сидит за компьютером, закрывает глаза и качает головой

Физическое воздействие

Злоумышленник действует на жертву физически: толкает, пинает, тянет за волосы. Физическое насилие может быть как легким, так и сильным, вплоть до побоев. Такое издевательство пресекается чаще, чем другие формы, поскольку его последствия очевидны, а соответствующие действия караются по закону.

Эмоциональный буллинг

Самая распространенная форма издевательств — это постоянные унижения, насмешки и оскорбления. Ребенок может подвергаться дискриминации на основе национальных или социальных особенностей, физических недостатков. «Жиртрест», «каланча», «сын пьяных» — все это примеры эмоционального издевательства.

Жертва подвергается издевательствам, часто в социальной изоляции, что может вызвать нервный срыв. В агрессора могут играть не только ученики, но и учителя, публично высмеивающие умственные или поведенческие способности ребенка.

Экономический буллинг

Экономическое издевательство выражается в том, что у жертвы вымогают или крадут деньги или другие ценности и вещи. Одежда или другие личные вещи могут быть повреждены.

Этот вид агрессии опасен тем, что информация о преследуемом человеке распространяется очень быстро и одновременно становится доступной большому количеству людей.

Кибербуллинг

Эта форма запугивания появилась сравнительно недавно и предполагает использование общения и агрессии. Это может быть распространение дискредитирующей информации в социальных сетях, отправка писем с угрозами по электронной почте или в виде SMS-сообщений, съемка издевательств жертвы на видеокамеру.

Кибер-издевательства

Моббинг

Термин «моббинг» используется для описания систематических проявлений враждебности и психологического террора по отношению к одному из сотрудников коллективного труда. Обычно цель такого преследования — унизить нежелательного сотрудника, чтобы он мог как можно скорее уволиться.

Моббинг проявляется в виде:

  • насмешки и сплетни;
  • дезинформация;
  • мешать выполнению рабочих заданий;
  • жалобы в органы власти;
  • бойкотировать;
  • повреждение личных вещей;
  • мелкие кражи.

В некоторых случаях издевательства над сотрудником могут нанести вред его здоровью.

Мужчина в очках сидит на диване, закрыв лицо руками

Боссинг

Еще одно проявление запугивания — это начальство или вертикальное издевательство. В этом случае потерпевший сотрудник подвергается психологическому насилию со стороны непосредственного начальника.

Издевательства в этом случае проявляются в самых разных формах: от раздражения по поводу качества работы и невыполненных сроков до открытых оскорблений, поддразнивания и угроз.

Троллинг

С издевательствами сегодня можно столкнуться не только в реальной жизни, но и в Интернете. Также с каждым днем ​​набирает обороты троллинг (киберзапугивание). Главная особенность этой формы запугивания состоит в том, что так называемые тролли и ненавистники ограничиваются негативными высказываниями, оскорблениями и угрозами в Интернете.

Стороннему наблюдателю словесные перепалки и нападки на жертву могут показаться забавными, остроумными. Пострадавшая сторона воспринимает такие проявления агрессии как сильное давление.

С троллингом может столкнуться даже нормальный человек. Например, молодая мама и по совместительству блогер Валерия Чекалина. Однако, как показывает практика, чаще всего интернет-преследователи преследуют известных людей, как, например, Меланию Трамп. Причины мучений звезд самые разные: от желания выделиться и получить всеобщее признание до личного кризиса или банальной скуки.

Участники процесса

У всех участников процесса издевательств в школе есть свои особенности, которые проявляются в их поведении.

Жертва

Исследователи обнаружили, что роль жертвы часто определяется неуверенным, чувственным и тревожным ребенком. У него много подозрений, обид, склонен к слезам, злости. По отношению к себе такой ученик самокритичен, считает выпады и оскорбления заслуженными. Его низкий уровень самооценки и самоуважения не позволяет ему адекватно реагировать на нападающих.

В группе риска импульсивные и неуклюжие дети. У них часто есть внешние признаки, например большая родинка или хроническая патология. Они могут быть психологически незрелыми для своего возраста и низкой успеваемостью. В центре внимания материальные возможности семьи.

Агрессор

Хулиганы агрессивны по отношению ко всем. Они утверждают себя насилием, легко нарушают правила, действуют быстро, потому что не колеблясь, раздражительны и невменяемы.

Основные характеристики злоумышленников:

  • любит быть в центре внимания;
  • физически сильный;
  • вы хотите быть лидером в классе, компании;
  • имеют высокий уровень жалоб;
  • плохой самоконтроль;
  • не приемлет компромиссов;
  • не знаю, как сожалеть и сочувствовать.

Хулиганы-агрессоры привыкли решать все проблемы с помощью насилия, другого выхода не видят.

Наблюдатели

Это самая многочисленная группа участников издевательств. Почти все из них жалели жертву, но только половина из них хотела помочь, потому что боялись стать жертвами агрессивного поведения. Некоторые подчиняются законам толпы, поступают «как все», некоторые хотят заслужить поддержку классового лидера.

Характерные черты этой категории детей:

  • не самостоятельный, легко поддающийся внешним воздействиям;
  • не умеют поставить себя на чужое место, не думают о последствиях;
  • родители требовательны, склонны к физическим наказаниям;
  • озлоблен;
  • не уверен в себе;
  • иметь трусливый характер.

В группе проявляется агрессивная жестокость. Ребенок так не поступит.

Кого чаще травят в школе?

На формирование стереотипов «потерпевшего» поведения влияют такие факторы, как длительная травматическая ситуация, домашнее и сексуальное насилие, образование, направленное на подавление личности и хронические заболевания.

Ребенок с развитым стереотипным «жертвенным» поведением принимает насилие над собой как повседневную ситуацию, в том числе создает условия, способствующие «растормаживанию» агрессора своим поведением.

К издевательствам обычно относятся тревожные, социально незащищенные, молчаливые и замкнутые дети. Они застенчивы, чувствительны, замкнуты и застенчивы, неуверенны, несчастны, склонны к депрессии и суицидальным мыслям, в одиночку, не находят общий язык со своими сверстниками и легче общаются со взрослыми.

Если они мальчики, они могут быть физически слабее своих сверстников и более чувствительны, чем другие мальчики, с низкой самооценкой и страдающей самооценкой. Эти дети уязвимы и не могут постоять за себя.

Детям, которые не посещали детский сад, находились на индивидуальном обучении, сложнее наладить здоровые отношения в школе

Чаще всего эти черты характера формируются на основе признаков, выделяющих их из общей массы сверстников. Основанием для отказа могут стать этническая или культурная принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к той или иной религиозной конфессии, социальный статус или другие различия.

Дети с отклонениями в развитии, у которых есть видимые анатомические дефекты, часто подвергаются издевательствам. Проблемы ребенка, такие как заикание, ночное недержание мочи, слабое зрение и необходимость постоянно носить очки, могут сделать его уязвимым. Цвет кожи, слишком высокий или низкий рост или другие физические характеристики также могут быть поводом для издевательств в школе.

Дети, не посещавшие детский сад, редко проводили время со сверстниками в детских коллективах, им было индивидуальное обучение, обучение, сложнее наладить здоровые отношения в школьной среде. Увлечение любым предметом, занятием иногда раздражает сверстников. Высокие или низкие интеллектуальные навыки могут вызвать негативное отношение одноклассников.

Последствия детской травли

В издевательствах участвуют три стороны: обидчик, жертва и прохожие. И для каждого из них есть свои последствия. Буллер получает развитие деструктивных черт личности, неспособность строить близкие и доверительные отношения в будущем.

Свидетели получают искаженное представление о роли человека в обществе; они часто всю жизнь испытывают чувство вины и стыда за проявление слабости и неспособность защитить жертву.

Пострадавшему нанесена наиболее тяжелая психологическая травма по степени тяжести. Многие люди, будучи зрелыми, со слезами вспоминают и боятся боли и унижений, которые они пережили в детстве. Школьные издевательства по тяжести последствий для психики сравнимы с домашним насилием. Поэтому последствия травли имеют длительный эффект.

Крайней реакцией на издевательства являются попытки самоубийства, которые обычны среди самых чувствительных детей. Ребенок не видит другого выхода из травмирующей ситуации, считая, что смерть — единственный способ освободиться от страданий.

Физические последствия издевательств включают частые головные боли, расстройство желудка, проблемы со сном и мышечное напряжение.

Все жертвы Буллерса на протяжении всей жизни характеризуются заниженной самооценкой, предрасположенностью к депрессии. Ребенок растет тревожным и невротичным, и только квалифицированная помощь психолога может помочь минимизировать последствия школьных издевательств.

Эффекты

Как бороться с буллингом в школе или на работе

Издевательства можно считать проблемой номер один в любом обществе. Ведь это не менее основа криминального мировоззрения и в его самой изощренной форме — в виде «беспредела». Дедовщина, развращающая российскую армию и приводящая к самоубийствам и другим страданиям и несчастьям, возникает в ранние годы — в семье, в детском саду, в школе. Жесточайшая коррупция, бюрократический произвол, разгул бандитизма в стране, всемогущество преступности — а это своего рода издевательство и берет свое начало в детстве. Поэтому необходимо как можно скорее бороться с этим явлением.

Что может быть сделано? Если выясняется, что одноклассники недолюбливают ученика и активно его высказывают (от насмешек до физического насилия), то в первую очередь нужно серьезно отнестись к его проблеме и не настаивать на том, чтобы он «все слишком близко к сердцу» срочно нужна поддержка: родители, учителя, другие взрослые.

При этом мало заступиться за ребенка, ведь случившееся издевательство развивает в нем чувство неполноценности. Важно научить ребенка защищать себя. Например, можно научить его драться, записать в какую-нибудь спортивную секцию, но это еще не все. Он должен быть сильным в психологическом смысле: его нужно убедить пожаловаться учителю, когда он пытается запугать, а если он не реагирует адекватно, немедленно — директору. Следует поднять самооценку ученика, похвалить за его смелость.

Если в этом классе в принципе невозможно уживаться, то ребенка необходимо перевести в другой класс и, возможно, в другую школу.

Если над ребенком жестоко издевались в школе, разговаривая с ним, не следует многократно возвращаться к деталям этого инцидента: очередное унизительное переживание плохо сказывается на психике ребенка.

Однако поддерживать ребенка и учить его быть смелее — это лишь один из аспектов проблемы. Не менее важно работать с теми, кто издевается над одноклассниками. На занятия нужно приглашать психологов, сотрудников милиции, необходимо вести беседу с детьми. Необходимо помнить, что основная причина, по которой подростки преследуют сверстников, — это отсталость самих подростков: умственная, психологическая, образовательная, образовательная. И эту отсталость нужно преодолеть, если когда-нибудь ее удастся исправить.

Издевательства, как правило, организуют дети из неблагополучных семей — когда родители алкоголики, наркоманы или психически больные; o дети материально обеспеченных, а также богатых родителей-преступников (не обязательно заключенных в тюрьму, но живущих «по понятиям», уважающих мир «воров» и в тесном контакте с ним), чиновники; или родители — «круглые потребители», инфантильные, недалекие «большие подростки» — иногда буквально, в случае раннего брака и ранней беременности. Необходимо информировать учащихся о правильных жизненных ценностях, показывать им, почему так себя вести нехорошо.

Многие из этих рекомендаций также применимы к издевательствам на работе. Но вот еще одно соображение. Разногласия на рабочем месте пагубно сказываются на функционировании всей организации. А если над сотрудником издеваются коллеги, то он должен немедленно связаться с начальником и сказать ему, что его сотрудники портят дисциплину на работе. Уважающий себя и свою организацию начальник предпримет все меры, чтобы прекратить издевательства и не потерять ценного сотрудника (если он действительно ценный), вплоть до увольнения подстрекателей. Если начальство небрежно относится к издевательствам, лучшей мерой будет увольнение с этой должности, так как это явно «шарашкина», то есть это несерьезная организация — от этого не выигрывает ни компания, ни работающие в ней люди.

Как остановить буллинг в семье

Издевательства в семье — один из самых серьезных видов издевательств. Действительно, маленький ребенок некритически воспринимает окружающий мир и считает поведение родителей и других членов семьи нормой. Издевательства в семье многим кажутся дикими и неправдоподобными, но время от времени они случаются. И очень часто остановить это явление могут только посторонние: учителя, сотрудники опеки, заботливые соседи и знакомые.

Со стороны государственных органов действенным средством может быть угроза лишения родительских прав: недобросовестные родители часто опасаются такой перспективы, поскольку это чревато потерей возможности рассчитывать на материальные блага. Учитель может поговорить с учениками об издевательствах, объяснить, почему это вредно и что делать, если над вами издеваются в семье.

Что делать, если ребенок стал жертвой травли в школе?

Любой ребенок может стать жертвой издевательств. Агрессию необходимо остановить независимо от того, на кого она направлена. Проблема усугубляется тем, что это знают практически все, но никак не реагируют, это воспринимается как особенность детского развития. Это позволяет детям и подросткам продолжать этот образец поведения, принимая его за норму.

Так издевательства отражают состояние нашего общества и передаются из поколения в поколение. Если глобально бороться с этой проблемой не удастся, можно будет исправить ее в каждом конкретном случае. Как бороться с издевательствами в школе?

Советы учителям

в начальной школе легче справиться с агрессивным поведением. У подростков уже сформировались моральные устои, на них сложно повлиять. Взрослые со своим авторитетом отошли на второй план. Лидер группы имеет большое значение.

Если во время урока присутствует элемент агрессии по отношению к ученику, преподаватель должен остановить урок, завязать разговор о недопустимости такого поведения. Нельзя игнорировать издевательства и углубляться в урок — дети воспримут это как знак одобрения. В школе нужно не только учить, но и воспитывать, особенно если нужно немедленно пресекать агрессию.

совершенно необходимо привлекать к беседе с детьми авторитетных педагогов или взрослых. Ученики должны внутренне уважать этого человека, тогда они будут слушать его слова. Во время разговора следует все называть своими словами. Подростки уважают простоту. Акцент следует сделать на том, что издевательства, разложение человека — проблема класса, а не этого ученика. Насилие заполняет умы нападающих. С ним они пойдут по жизни и привыкнут все решать именно так.

Мы можем вместе искать выход из этой ситуации. Детям легче общаться в совместных занятиях. Хорошо, что коллектив школы вместе ездит на каникулы, на экскурсии. В классах, где ведущим является учитель, нет агрессивного поведения.

Будет полезно вызвать психолога. Он проведет с классом специальные психологические игры, которые помогут ученикам почувствовать себя в разных ролях. Это поможет понять глубину проблемы, поскольку дети не всегда понимают эмоциональную травму, которую они наносят своим одноклассникам.

Cоветы родителям

Дети часто не говорят об агрессии одноклассников или старшеклассников. Если ваш ребенок жалуется, отнеситесь к нему с пониманием, не ругайтесь — во второй раз это может не подойти.

Родители тоже могут чувствовать себя виноватыми, испытывать страх, беспомощность, поэтому вместо сочувствия они начинают обвинять, говорят: «Это моя вина!», «Почему ты не отдал?». Важно помнить, что запугать может любой человек, это не вина ребенка.

Родители вселяют в ребенка уверенность, могут научить его действиям по преодолению издевательств. Чтобы установить доверительные отношения, вы можете включить в диалог следующие фразы:

  • «Хорошо, что ты мне об этом рассказал» — показывает, что тебя беспокоят его проблемы;
  • «Мне очень жаль, что это случилось с тобой» — вы любите его, разделяете чувства;
  • «Я тебе верю» — уточняет, что вместе вы сможете это сделать;
  • «Это не твоя вина» — многие ребята попадали в такие ситуации;
  • «Я люблю тебя и сделаю так, чтобы тебе ничего не угрожало» — под охраной, есть надежда на справедливость.

Общение с детьми, прямой разговор без скандалов и обвинений позволит ребенку и дальше без страха делиться с вами своими проблемами.

Будет полезно поднять самооценку ребенка, научить его ходить с прямыми плечами, громко говорить, рассказать о неагрессивных мерах по разрешению конфликта, найти друзей, записаться в спортивную секцию. Вы можете пригласить в гости одноклассников, наладить общение с родителями и вместе участвовать во внеклассных мероприятиях. Если вы не можете определить причину агрессии, вы можете поговорить с учителем, поговорить с психологом.

Советы ребенку-жертве

Ребенок в силу возраста не может противостоять издевательствам. Это должны делать взрослые. Но поведение также необходимо изменить, чтобы не привлекать агрессивное поведение:

  • Повышайте самооценку. Внешне это также должно выражаться в походке, позе и взгляде. Полезно заниматься перед зеркалом. Злоумышленники часто нацелены на незащищенных людей.
  • Игнорируйте нападающего. Для Bullers важно привлечь внимание. Если у них нет такой реакции, они переходят к другому человеку. Это не трусость. Ответная агрессия вызовет лишь цепную реакцию оскорблений. Лучше попробовать проигнорировать несколько дней или неделю и увидеть результат.
  • хорошо найти поддержку. Преимущество будет в цифрах. Вам нужно чаще бывать с друзьями во время перемены после школы. Если они сплетничают, их друзья не поверят. В присутствии товарищей они вряд ли решатся запугать.
  • полезно постоянно расширять круг общения, знакомиться с новыми людьми. Приходится искать друзей по интересам, ходить в спортивные секции.
  • важно поговорить о проблемах со взрослыми. Это может быть друг, родители, надежный родственник, психолог. Так легче справиться с отчаянием. Не надо бояться психологов. Это специалисты, которые научат вас правильно контролировать свои чувства. Просто кажется, что ты легко справишься со своими мыслями и страхами самостоятельно. Это сложный процесс, дающий осложнения в виде настоящих заболеваний внутренних органов.
  • Вы должны научиться защищаться. В домашних условиях можно подготовить несколько вариантов реакции на случай нападения Буллера. Злоумышленники нацелены на людей, которые не могут ответить на преступление. Вы должны тренироваться, чтобы меняться внешне, и быть внутренне готовым реагировать. С первого раза не получится, но результат будет.

Профилактические методы

Любое явление лучше предотвратить, чем устранить, и издевательства не исключение.

Основные методы предотвращения издевательств в школах:

  1. Создание в учебном заведении микроклимата, исключающего возможность и стремление к агрессивному поведению. Умение разрешать конфликты, толерантное отношение ко всем детям.

  2. Семейная ориентация как источник образования для ребенка. Изучение поведения родителей, социально-психологической ситуации в семье. Исправление внутрисемейных отношений.

  3. Тренинг стрессоустойчивости личности ребенка через личный пример, через внеклассные занятия с примерами героизма, стойкости в жизни и искусстве.

  4. Обучение конструктивным коммуникативным навыкам, уважению к личности другого человека.

  5. Осуждение и подавление любого антиобщественного поведения детей.

Стоит быть чутким к проявлениям неприязни между отдельными детьми, случаям неуважения или оскорблений. При малейшем подозрении в издевательствах необходимо поговорить как с обидчиком, так и с жертвой.

Как избежать травли в Интернете

В сети мы практически беззащитны. Преступники могут рассылать угрозы и оскорбления, распространять нелепые слухи, загружать инкриминирующие фотографии или видео (именно это и сделали одноклассники Али Лохан, младшей сестры Линдси Лохан). Издевательства в Интернете сегодня являются одним из самых опасных видов домогательств. Который травмирует душу подростка не меньше, чем настоящие издевательства в школьных стенах.

Конечно, самый эффективный и быстрый способ выйти из этой ситуации — удалить свои аккаунты из социальных сетей.

«Если вы не хотите полностью уйти в подполье, вам придется внимательно изучить настройки ограниченного доступа в социальных сетях. Здесь нет ничего странного и параноидального: знаменитости и общественные деятели, например, часто используют ограничения доступа на своих страницах. У известных людей есть поклонники, но есть и враги. Затем грязь льется на них в ручьях: они ваши товарищи по несчастью».

Что делать ребенку, если ему грозит опасность стать жертвой

Не ждите, пока сбудется физическая угроза!

Если на вас напали в прямом и физическом смысле слова, ни при каких обстоятельствах не пытайтесь «разобраться» самостоятельно! Немедленно сообщите об этом учителю. Если ребенок не заметил реакции на месте, немедленно обратитесь к классному руководителю или директору.

Школьные драки часто превращаются в преступление против жизни и здоровья », с этим нужно немедленно бороться!

Ошибки, которые совершают взрослые

Первая ошибка. Подождите, пока он пройдет сам по себе. Это не будет работать! Многие дети игнорируют моральные принципы и правила, установленные взрослыми. Если перед вами жертва или нападающий, смотрите издалека, что они вырастут и через пару лет все пройдет — путь гибельный. По мере взросления дети неизбежно получат психологическую травму и поведенческие паттерны, которые потянут их во взрослую жизнь.

Вторая ошибка. Подмена понятий. Издевательства часто путают с непопулярностью в классе. И самое страшное, что это происходит специально. Конечно, никто не обязан кого-то любить, но отравить нельзя! А издевательства — это всегда насилие. Многим детям не нужна популярность, они замкнуты, им это не интересно, но они хотят жить в спокойной атмосфере, где их приветствуют, разговаривают с ними, где их принимают.

Ошибка третья. Индивидуальная работа с психологом одного из участников издевательств. Буллинг вряд ли удастся преодолеть индивидуальной работой. В конце концов, издевательства запирают всю команду в деструктивной групповой динамике. Необходимо работать со всей командой как единое целое — все дети в классе должны пройти групповую коррекцию с психологом.

Ошибка четвертая. Наказание агрессора. Родители пострадавших часто практикуют такую ​​позу: «Сейчас мы его спросим, ​​и он больше не посмеет прикоснуться к нашему ребенку!» Да, это запугивание может сработать, и хулиган перестанет проявлять агрессию по отношению к конкретному ребенку. Но, во-первых, это может не помочь, а во-вторых, даже если обидчик больше не трогает этого ребенка, он сразу же выберет себе другую жертву.

Если родители жертвы решат встретить агрессивного подростка и применить против него силу, это будет лишь дополнительным подтверждением для самого агрессора — все можно решить с помощью силы.

Ошибка пятая. Хвалите жертву. Многие учителя решительно хвалят ребенка-жертву перед всем классом, думая, что это прекратит издевательства над учеником. Но этого так и не произошло: все достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом издевательств, сразу же превратятся в недостатки. Выиграл Олимпиаду — Ботаник! Кому-то помогло — лох! Хвалить кого-то — хорошо, когда в команде искоренены издевательства.

Ошибка шестая. Дави на милосердие. «Нам его жалко — ему плохо, он плачет, мы ему сочувствуем» — бесполезно пытаться вызвать сочувствие нападавших к жертве. Такое поведение, наоборот, усилит агрессора в положении сильного — того, что он хочет казнить, которого он хочет помиловать. А жалость взрослых и коллектива обижает жертву, унижает и, увы, только усиливает его беспомощность. Результат — заниженная самооценка.

Ошибка седьмая. Примите правила игры. Обычно такое поведение одобряют родители: «Живешь с волками — вой волком», «Отдай его, чтобы он не запутался». Или наоборот: «Давайте попробуем понять, почему других не обижают, а вас обижают — что вы делаете не так?» Или такой пример: «Не обращай внимания и все пройдет!».

Фактически, во всех трех версиях содержится призыв: «Так устроен мир. Ничего не изменить. Я не собираюсь вам помогать. Вы можете быть жертвой или агрессором. Не показывай своих внутренних чувств ». Такое поведение лишит ребенка чувства безопасности на всю жизнь. Он начнет понимать, что ему не на кого положиться и что он сам не сможет справиться.

Ошибка восемь. Убрать жертву или нападавшего из команды. Либо дети выбирают другую жертву, либо сразу появляется новый злоумышленник — это происходит потому, что коллектив уже заболел. Между тем страдает потерпевший, получивший множество психологических травм, свидетели, оставшиеся в стороне, испытавшие беспомощность и стыд от бездействия, страдают, страдают сами агрессоры — потому что они получили опыт шакалов в стае, опыт безнаказанности, иллюзия силы и праведности.

Опыт агрессора приводит человека к грубым переживаниям, лишению возможности для тонких и интимных отношений и, в конечном итоге, к деструктивным и асоциальным чертам личности.

Источники

  • https://active-mama.com/bulling.html
  • https://srazu.pro/socializacia/bulling-v-psixologii.html
  • http://AlfaMan.org/psihologiya/255-chto-takoe-bulling.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/chto-delat-roditelyam-rebenku-i-uchitelyam-v-situatsii-bullinga/
  • https://www.nur.kz/family/self-realization/1906538-bulling-chto-eto-i-kak-ego-preodolet/
  • https://www.psychologies.ru/standpoint/bulling-vyiyti-iz-roli-jertvyi/
  • https://PsyLogik.ru/49-chto-takoe-bulling.html
  • http://territoriao.info/bulling-ili-agressiya-v-internete-kak-zashhitit-rebenka/

Оцените статью
Блог о психологии