Девиантное поведение: понятие, признаки, виды и причины отклоняющегося поведения

Что такое девиантное поведение

Девиантное поведение обычно понимается как действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление отклонений заставляет общество применять к этому человеку санкции: изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Проще говоря, отклонение — это нарушение любого правила. В связи с этим психологи утверждают, что подавляющее большинство людей на планете девиантны. Действительно, сложно прожить всю жизнь, не нарушив единого установленного правила: это означает не только государственное законодательство, но и некоторые неформальные нормы, например, необходимость общаться с друзьями в свободное время. Чрезмерное трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами — тоже отклонения.

Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения

  • Теория физического типа — физические характеристики человека влияют на отклонения от общепринятых норм. Таким образом, Ломброзо в своих трудах утверждал, что девиантное поведение является следствием биологических характеристик человека. Преступное поведение берет свое начало в регрессе человеческой личности к начальным этапам эволюции. Шелдон считал, что на человеческие поступки влияют 3 человеческие черты: эндоморфный тип — склонность к полноте округлости тела; тип мезоморфа: спортивное, мускулистое телосложение; тип эктоморфа — склонность к худобе. Каждому типу ученый приписал девиантные поступки, поэтому мезоморфные типы склонны к алкоголизму. Дальнейшая практика отрицает физическую зависимость и девиантные проявления.
  • Психоаналитическая теория — исследование противоречивых тенденций в сознании человека. Фрейд утверждал, что причинами отклонения считаются слабоумие, психопатия и т.д.
  • Теория стигмы — разработана Лемертом и Беккером. Согласно теории, человек считается преступником и применяется наказание.
  • Теория отклонения культурного переноса: сюда относятся несколько теорий. Теория подражания — разработанная Тардом, согласно концепции — люди с раннего возраста попадают в криминальную среду, которая определяет их будущее будущее. Теория дифференциальной ассоциации — разработана Сазерлендом. Согласно теории, поведение человека напрямую зависит от его окружения, чем чаще и дольше человек находится в криминальной среде, тем больше вероятность стать девиантным.

Признаки отклоняющегося поведения

Есть явные признаки того, что действия человека являются девиантным поведением, а именно:

  • Несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • Нарушение этих правил;
  • Отрицательная оценка окружающих, наложение санкций;
  • Причинение вреда себе и другим;
  • Устойчивость: антисоциальный акт повторяется много раз;
  • Социальная дезадаптация;
  • Общая направленность личности деструктивна.

Последнее, однако, является спорным. В конце концов, такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самоотречение, подпадают под понятие девиантного поведения. Такие действия и проявления также нарушают некоторые установленные правила, но в конечном итоге их цель — создавать, а иногда даже спасать общество.

Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его типы. Разные научные направления также по-разному определяют действия и действия: одна школа считает одни действия «нормальными», а другая — отклоняющимися.

Одна из существующих классификаций девиантного поведения была предложена Ц.П. Короленко и Т.А. Донских — домашние психиатры.

  • Нестандартное поведение — в этом случае человек нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность позитивна и полезна для общества.
  • Деструктивное поведение — имеет деструктивную направленность. При этом различают внешние деструктивные и внутренние деструктивные действия. В первом случае человек использует какие-то средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и т.д.), Либо прямо нарушает законы и причиняет вред другим.

Во втором случае действия человека направлены на прямое самоуничтожение: самоубийство, фанатизм, конформизм, нарциссизм и т.д.

Человеческое поведение само по себе является ответом на социальные нормы. Таких реакций может быть только несколько, и их описание когда-то было дано Робертом Кингом Мертоном, одним из величайших социологов двадцатого века.

Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый человек отвечает на это одной из возможных реакций:

  • Подчинение: полное подчинение целям и средствам их достижения;
  • Инновации: человек подчиняется целям общества, но использует другие средства для их достижения;
  • Ритуализм: цель отвергается как недостижимая, но остается «механическое» соблюдение традиций;
  • Ретретизм — уход из компании из-за несогласия с ее целями и средствами;
  • Восстание — это попытка навести новый порядок в обществе, изменить как цели, так и средства.

Три из этих моделей поведения откровенно девиантны. Но ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание только на внешнюю сторону поведения индивидов. Считается, что почти все члены общества практикуют ритуальное поведение, не задумываясь о цели существования или даже открыто отрицая их.

Причины девиантного поведения

«Неправильное» поведение людей может быть продиктовано одним или несколькими возможными факторами:

Биологические теории

Суть: Девиантные действия — следствие врожденных наклонностей. Эти люди не могут ограничивать свои базовые потребности и делают все, чтобы их удовлетворить, независимо от правил и даже страха наказания.

Ломброзо

Биологическая — это теория врожденного преступника итальянского психиатра, учителя и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах ученый пришел к выводу, что девиантные шаги 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными в самой природе. Все они отличаются набором одинаковых характеристик:

  • упрямы в своей злобе и свирепости;
  • недоразвитый;
  • не в состоянии сдерживать свои инстинкты;
  • не поддается исправлению;
  • со специфической внешностью: нарушение челюсти, плоский нос, прижатый к лицу, редкая борода, длинные руки.

Ломброзо сравнил их с обезьянами. Но британский врач Чарльз Горинг раскритиковал его теорию и подтвердил ее несостоятельность.

Шелдон

Биологическая теория темперамента также принадлежит американскому психологу Уильяму Герберту Шелдону. По его словам, действия человека можно предсказать по типу фигуры:

  • эндоморфы (умеренное ожирение) общительны и умеют ладить с окружающими;
  • мезоморфы (сила и гармония) беспокойны, активны, не чувствительны к боли и более склонны к девиантному поведению;
  • эктоморфы (хрупкое тело) склонны к самоанализу, обладают повышенной чувствительностью, нервозностью.

Однако теория Шелдона не всегда работает. Среди преступников и других людей с девиантным поведением встречаются люди с разными типами телосложения.

Gove

Еще одна биологическая теория, основанная на влиянии пола и возраста. Автор Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследования:

  • чаще всего девиантные действия наблюдаются среди молодежи, пик приходится на 18-24 года;
  • на втором месте подростки 13-17 лет;
  • в третьем — 25-30 лет;
  • и только потом наступает возраст после 30 лет, когда преступления совершаются либо в состоянии аффекта, либо в результате серьезных психических расстройств.

Существуют также разрозненные данные отдельных исследований, позволяющие предположить, что склонность к отклонениям может быть связана с генетикой:

  • близнецы с одинаковым количеством хромосом в 50% случаев совершают отдельно друг от друга, не говоря ни слова, одни и те же нарушения нормы;
  • приемные дети своими отклонениями похожи на биологических и не приемных родителей;
  • мужчины с дополнительной Y-хромосомой характеризуются тяжелой психопатией, низким интеллектом и большим отклонением.

Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем я согласен, это то, что тип нервной системы может играть определенную роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.

Психологические факторы

Девиантное поведение в этом случае объясняется влиянием на человека внешних факторов и раздражителей, а также его психологическим складом, имеющим врожденный характер.

Социологические факторы

В этом случае «неправильное» поведение объясняется непостоянством социальных норм и правил, их изменчивостью, распадом и неприятием, что создает в обществе некую духовную пустоту.

Можно сказать, что основной причиной девиантного поведения является несоответствие желаний и намерений отдельного человека потребностям и установкам большинства. Склонность к «неправильным действиям» заложена в самой природе человека, который является не только социальным организмом, но и личностью. Человеческое общество имеет много общего с сообществами так называемых социальных животных (муравьев, львов, слонов и т.д.), Но есть и существенная разница: люди в обществе не являются точной копией друг друга и не полностью полагаются в своей жизни на некий общий «сверхразум»… Если у животных общество способствует сохранению и воспроизводству рода, то у человека оно играет двойную роль; общество может не только защищать своих членов, но также подавлять и уничтожать самых ценных из них.

Конечно, здесь есть разногласия между социальным «сверхразумом» и пониманием личности. И это не всегда эгоистичное понимание: многие люди обладают острым чувством благочестия и справедливости, они хотят и могут сделать мир лучше. Но большинство людей не хотят «лучшего», им просто нужна стабильность.

Также бывает, что человек не кажется носителем каких-то полезных для всего общества качеств, но и его желания нельзя назвать деструктивными. Например, он просто хочет танцевать под свои любимые танцы и слушать любимую музыку, несмотря на то, что в этом обществе эти танцы и музыка считаются неприемлемыми. Так было, например, в СССР, когда преследовали «рокеров», «чуваков» и им подобных представителей так называемых гедонистических субкультур. Гедонистическими субкультурами называют субкультуры, развивающие получение удовольствия и положительных эмоций от жизни. Однако участников таких субкультур в разное время вешали уничижительными ярлыками и объявляли разрушителями. Даже улыбка на дискотеке официально считалась признаком девиантного поведения в СССР, так как ее могли доставить в милицию или исключить из комсомола.

Общественные процессы

Социальные процессы включают политику, СМИ или традиции. СМИ имеют прямое влияние на поведение людей. Время от времени по телевидению показывают образцы насилия. Это влечет за собой рост агрессии, повышение порога чувствительности зрителей к насилию, формирование неадекватных представлений о социальной реальности. 7 Давайте теперь поговорим о телевидении, поскольку оно оказывает большее влияние, чем другие виды СМИ, благодаря своей интерактивности.

Традиция — это передача от поколения к поколению определенных норм и правил поведения. Традиции существуют в любой культуре и субкультуре, в том числе и в криминальной. Возможные и желательные формы поведения, связанные с антиобщественным образом жизни, передаются новым поколениям правонарушителей.

Характеристика групп

Влияние на формирование девиантного поведения оказывают группы, в которых индивид имеет, например, социальный статус, расовую и классовую принадлежность. Человек существует в группе, и конформность — одна из возможностей взаимодействия между индивидом и группой. Соответствие — подчинение группе, даже если у человека другое мнение, чем у этой группы. С одной стороны, взрослые склонны противостоять непослушанию, и именно конформность считается эталоном позитивного поведения. С другой стороны, принятие мнения группы ведет к преступлению неуравновешенного человека. восемь

Поведение человека, особенно подростка, определяется реакциями эмансипации и подражания. Освободительная реакция — это желание ребенка поскорее стать взрослым, освободиться от родительской опеки. Но в то же время он отвергает все взрослые ценности и даже пытается сделать обратное, выражая тем самым своего рода протест. Ребенок пытается показать себя взрослым и начинает копировать поведение авторитетных людей. Вот тут-то и появляется имитационный ответ. Но недалеко от простого подражания слепому послушанию. Подростки очень впечатлительны и их легко привлечь в любую группу. И они под влиянием пожилых или влиятельных людей начинают делать то, что выходит за рамки нормы.

Микросоциальная среда

При изучении причин преступного поведения следует обратить внимание на семью. Это первое учреждение социализации, с которым сталкивается ребенок. Здесь человек изучает нормы, правила и ценности, учится функционировать, выполнять свои конкретные роли. За отсутствием другого примера ребенок начинает подражать своим родителям и повторяет все за ними. На ребенка влияют любые процессы, происходящие в семье, стиль обучения, тип семьи, отношения между другими членами. Влияние оказывают не только семейные отношения, но и социальный статус, занятость, материальные условия, уровень образования, ценностные ориентации. Образование играет важную роль в развитии человека, от него зависит практически все. Семья должна обеспечивать чувство защищенности, что так важно, чтобы создать атмосферу для комфортного существования. В семье должна быть любовь и доброта. Родители должны регулировать поведение ребенка, награждая или наказывая за то или иное действие.

Девиантное поведение возникает из-за микросоциальных факторов:

  • Потребность детей в нежной заботе и ласке со стороны родителей;
  • Физическое или психологическое насилие или культ силы в семье;
  • Отсутствие или отсутствие влияния отца;
  • Острая травма: развод родителей, смерть;
  • Недостаточный или чрезмерный родительский контроль;
  • Отношение слишком привязанное к ребенку;
  • Разногласия родителей по воспитанию ребенка;
  • Смена родителей;
  • Продолжающиеся конфликты между родителями, насилие.

Сначала малыш начинает чувствовать боль. Если не понять на ранних стадиях и устранить, это может превратиться в разочарование и гнев. Следующий этап — появление агрессии, что позволяет привлечь внимание родителей. Ребенок понимает, что этот метод очень эффективен, и начинает использовать его в своих целях и для контроля над другими. И тогда агрессивное поведение приобретает систематический характер и становится обычной формой поведения.

Американский психолог Тессер в своей теоретической работе пишет, что наследственные установки всегда сильнее и в то же время более доступны, чем приобретенные. Л. Айвс с соавторами установили (согласно опросам респондентов), что наиболее унаследованным является криминальное отношение. Наследственность может быть связана с агрессией или другими врожденными характеристиками, влияющими на поведение.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые отклонения не имеют четко выраженной стадии. Развитие варьируется от единичных девиантных действий до регулярных повторяющихся действий, организованных действий, образа жизни. Прогресс может занять недели, месяцы, годы.

Основным клиническим проявлением девиантного поведения у подростков является сложность социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохой компании». Социальная дезадаптация проявляется уходом из дома, отказом от учебы, прогулами, увлечением Интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность затруднена, нет интереса к урокам, а успеваемость в школе низкая. Характерны невнимательность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются незавершенными.

В эмоционально-личностной сфере ярко выражен инфантилизм: низкий уровень ответственности, контроль над своим поведением, организация сферы быта. Это проявляется разгильдяемостью, опозданиями, невозможностью составить план работы, действовать по нему. Преобладает эмоциональная неуравновешенность, частые перепады настроения. В зависимости от типа отклонения различают фобии, депрессию, вспышки агрессии, истерику, упрямство, импульсивные деструктивные действия. Самоуважение часто неадекватно, оно компенсируется ограничительным поведением (изоляцией), жестокостью, притворным безразличием.

На физиологическом уровне девиантное поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей и психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточный или избыточный вес, склонны к инфекционным заболеваниям, функциональным нарушениям (головная боль, повышение температуры тела, снижение артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками отклонения, но их редко считают патологическими симптомами. Смышленые и одаренные подростки не вызывают беспокойства у общества, им не нужна медицинская помощь. Особые условия для развития создают учебные заведения.

Функции девиантов в обществе

  1. Сплоченная деятельность в обществе, основанная на осознании себя как личности, на формировании личностных ценностей.
  2. Приемлемые формы поведения в обществе.
  3. Правонарушители представлены в виде государственных предохранительных клапанов, снимающих социальную напряженность в сложных ситуациях государства (например, в советское время дефицитные товары и продукты заменяли лекарствами, снимающими психологическое напряжение).
  4. Количество правонарушителей указывает на нерешенную социальную проблему, которую необходимо решить (количество взяток приводит к созданию новых антикоррупционных законов).

Типология девиантного поведения нашла выражение в трудах Мертона, которые представляли отклонение как нарушение культурных целей и одобренного поведения в обществе. Ученый выделил 4 типа отклонений: новаторство — отказ от общепринятых методов достижения цели; ритуализм — отрицание целей и способов достижения общества; ретретизм — отлучение от действительности; бунт — изменение общепринятых типов отношений.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения у подростков проводится психиатром и медицинским психологом. Процесс диагностики основан на ряде клинико-психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Психиатр расспрашивает пациента: он раскрывает условия жизни, особенности семейных отношений, привычки, увлечения. Оцените общее состояние, характеристики эмоциональной сферы, поведенческие реакции.
  • Опрос родителей и родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, находящихся в тесном контакте с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика собственного состояния у девиантных подростков часто снижается.
  • Психологический тест. Клинический психолог предлагает подростку ответить на контрольные вопросы, анкеты личности. Часто используются Миннесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патологический диагностический опросник (PDO), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие черты личности, черты характера.
  • Проективные техники. Используется клиническим психологом для выявления подавленных эмоций: агрессии, страха, беспокойства. Представлено проектными доказательствами, доказательством Сонди, доказательством Розенцвейга.

Данные специальных методов диагностики дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового, выписку из амбулаторной карты педиатра, детского невролога, врачей других специальностей.

Девиантное поведение в антиутопии

Писатели-фантасты иногда называют обычное человеческое поведение девиантным в описываемых ими антиутопических обществах. Так, Рэй Брэдбери показывает отклоняющееся от нормы значение в «451 градусе по Фаренгейту»; в «Звезды — холодные игрушки» Сергея Лукьяненко геодезисты считают неприличным (для всех, кроме Наставников) трогать, обнимать; для мира романа «1984», описанного Джорджем Оруэллом, любые личные отношения отклоняются. Естественное поведение, которое мы понимаем, становится отправной точкой для отклонения самого общества. Другой пример — роман Евгения Замятина «Мы»; в котором человек, обладающий душой, способен любить и мыслить абстрактно, исходя из принятых в обществе догм, основанных на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии, считается отклонением от нормы.

Осложнения

При отсутствии медицинской, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Самые неблагоприятные варианты — это организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодые люди в этих группах наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, заболеваниями, передаваемыми половым путем) и смертью. Самоубийство — это осложнение отклонения. Спонтанный уход из жизни — результат эмоциональной нестабильности, импульсивности и отсутствия профессиональной помощи.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных отклонений требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокорректирующую и психотерапевтическую помощь. Психиатр-подросток составляет план лечения, который включает:

  • Психотерапия. Занятия направлены на осознание подростком черт характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Осуществляется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Родителям рекомендуются психотерапевтические встречи, чтобы восстановить полноценные отношения.
  • Психокоррекция. Цель занятий — стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания и мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в себе, пробуждает интерес к учебе (необходимое условие социальной реабилитации).
  • Фармакотерапия. Применение препаратов — дополнительный метод лечения, показанный пациентам с биологической предрасположенностью к отклонениям: психотические расстройства, неврологические патологии. Специальных препаратов для лечения антиобщественного поведения не существует. Применение лития, антипсихотических препаратов, противосудорожных средств снижает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии малоэффективно.

Параллельно с медико-психологической помощью проводится социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуют на базе образовательных учреждений социальные педагоги, учителя-предметники, школьные психологи. Групповая терапия — многообещающий метод лечения девиантного поведения. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевой игры подростки изучают методы разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз: молодые люди обладают гибкостью адаптивных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Случаи, когда отклонение развивается на фоне неврологического и / или психотического заболевания, требуют больших усилий. Профилактика основана на ранней диагностике патологических внутрисемейных отношений и проблем с обучением.

Заключение

Подведем итоги. Что такое девиантное поведение? Это поведение человека или целой группы с отклонением от общепринятых норм, в результате которого происходит разрушение общества. Такое поведение — следствие неудачного формирования личности, которое зависит от индивидуальных факторов.

Девиантное поведение часто приводит к уголовным последствиям, серьезным зависимостям, и среди них очень сложно найти полезные для общества отклонения. Поэтому социологи и психиатры занимаются такими пациентами, пытаясь выявить их на ранней стадии развития, а также оценить наличие положительных сторон в этом состоянии. Их основное действие — профилактика, позволяющая приостановить эти состояния, многие из которых возникают в детстве.

Источники

  • https://PsyLogik.ru/220-deviantnoe-povedenie.html
  • https://bingoschool.ru/manual/95/
  • https://ponervam.ru/deviantnoe-povedenie.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/adolescent-deviant-behavior
  • [https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/890103]
  • [https://aptstore.ru/articles/deviantnoe-povedenie-i-ego-opasnost-dlya-obshchestva/]

Оцените статью
Блог о психологии