Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Содержание
  1. Что такое эмоциональный интеллект простыми словами
  2. История появления понятия
  3. Составляющие Emotional Quotient
  4. Самосознание
  5. Саморегуляция
  6. Мотивация
  7. Почему он так важен в жизни
  8. Уровень эмоционального интеллекта
  9. Высокий
  10. Низкий
  11. Навыки эмоционального интеллекта
  12. Личностные
  13. Социальные
  14. Теории ЭИ
  15. Гипотеза Люсина
  16. Теория Холла
  17. Модель Рувена Бар-Она
  18. Модель Клода Штайнера
  19. Дэниел Гоулман
  20. Модель Майера-Саловея-Карузо
  21. Эмоциональный интеллект важен в формировании лидера
  22. 1. Вы легко поддаетесь стрессу
  23. 2. У вас трудности с самоутверждением
  24. 3. У вас ограниченный эмоциональный словарь
  25. 4. Вы быстро делаете выводы и неистово их защищаете
  26. 5. Вы храните в себе обиды
  27. 6. Вы слишком переживаете ошибки
  28. 7. Вы часто чувствуете себя непонятыми
  29. 8. Вы не знаете свои триггеры
  30. 9. Вы не сердитесь
  31. 10. Вы обвиняете других людей в том, что они заставляют вас чувствовать
  32. 11. Вы легко обижаетесь
  33. Как развивать EQ?
  34. 1. Упражнение для развития «осознанности»
  35. 2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»
  36. 3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы
  37. 4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее
  38. Упражнения для развития эмоционального интеллекта
  39. Развитие эмпатии
  40. Тренировка самоконтроля
  41. «Угадай-ка»
  42. «Немой телевизор»
  43. «Глубокое дыхание»
  44. «Работа с телом»
  45. «Смотрю в тебя, как в зеркало»
  46. «Наблюдатель»
  47. Тренировка осознанности

Что такое эмоциональный интеллект простыми словами

Эмоциональный интеллект — это набор навыков распознавания эмоций и способности взаимодействовать с ними.

Проще говоря, эмоциональный интеллект — это сочувствие, проницательность и чувствительность к себе и другим. Эмоциональный интеллект означает, что вы можете:

  • Распознавать эмоции (как свои, так и чужие);
  • Говорите об эмоциях;
  • Понимание взаимосвязи между эмоциями и действиями;
  • Понимание того, что вызывает определенные эмоции;
  • Умение отслеживать и отражать свое эмоциональное состояние;
  • Спокойно принимайте эмоции других, не позволяйте им влиять на себя, свои действия, настроение или самооценку;
  • И т.п.

Таким образом, эмоциональный интеллект позволяет:

  1. Осознавайте, что именно вас рассердило и расстроило (и поэтому работайте напрямую с причиной, а не со следствиями, и лучше поймите свое состояние);
  2. Понимание того, что делает вас счастливым, спокойным, приводит к спокойному, яркому, стабильному эмоциональному состоянию, которое выводит вас из стресса;
  3. Чтобы понять, как другие относятся к вам, почему они так себя ведут, различить, где человек не выдерживает и находится в стрессе, а где враждебность по отношению к вам;
  4. Спокойно обсуждать конфликтные ситуации, находить подходящее для всех конструктивное решение и не бросаться друг на друга с взаимными оскорблениями и обвинениями;
  5. Позитивно влиять на других, вдохновлять их, мотивировать, объединять (а это, в свою очередь, помогает достичь лидерских позиций и быть успешным лидером);
  6. Конструктивно справляйтесь со стрессом и продолжайте двигаться к цели;
  7. Живите полноценной, спокойной, эмоционально полной и счастливой жизнью без стресса, конфликтов и депрессии.

История появления понятия

Действительно, история изучения эмоционального интеллекта началась раньше, чем можно было бы предположить, — в 19-20 веках, когда ученые начали проявлять глубокий интерес к развитию человеческого мозга, его умственных способностях, к тому, как человек думает., что влияет на его мыслительный процесс, какие процессы там происходят и что вообще означает «умный» или «глупый» человек, от чего зависят эти характеристики.

Тогда же появился научный комплекс, названия которого начинались на «психо», в том числе психоанализ. Но важность эмоций впервые поднял биолог (кстати, он же был геологом!) — всем известный Чарльз Дарвин).

В 1872 году он написал «Выражение эмоций у человека и животных». Конечно, в этой книге он развивает свою основную теорию происхождения видов. Но эта книга также содержит некоторые важные выводы, на которых тогда было основано изучение эмоций и эмоционального интеллекта.

Во-первых, Чарльз Дарвин отметил, доказал и доказал, что есть жесты, движения лица, которые характерны для всех людей, независимо от их происхождения и общества, в котором они социализированы (например, мы все краснеем от смущения или гнева, мы поднимаем брови и расширять глаза, когда что-то нас удивляет или пугает).

Во-вторых, Дарвин показал, что эмоции и физическое состояние человека тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Впоследствии также на этой позиции будет основана одна из интересных техник самопознания, саморефлексии и саморегуляции, о которой я расскажу ниже, в блоке «Способы развития эмоционального интеллекта»).

Да, на первый взгляд такая позиция кажется очевидной: когда что-то болит, мы злимся, нам труднее быть в хорошем настроении, но Дарвин первым доказал это научно.

В-третьих, он показал, что выражение эмоций социально важно. Это также важно для животных: животные проявляют агрессию, угрозу, готовность атаковать или защищаться, проявляют страх и покорность, проявляют дружелюбие и нежелание спорить.

Все это говорит о важности эмоционального интеллекта (в данном случае для выживания) даже для существ, чей разум гораздо менее сложен, чем человеческий.

именно Дарвин первым заговорил о важности и ценности эмоций, об их связи с благополучием и социальным успехом (хотя и косвенно). Без этой работы не было бы эмоционального интеллекта как концепции и области научных знаний.

Зигмунд Фрейд также интересовался эмоциями, их ролью в психике человека и их выражением. Его концепция трехчастной структуры психики («Оно», «Я», «Супер-Я»), включая эмоциональный интеллект, способность управлять эмоциями, взаимодействовать с ними.

правда, Фрейд был жесток: он считал, что эмоции — это по большей части что-то уродливое, темное, звериное, проявление животной природы в человеке, и развитый человек должен уметь их сдерживать.

Эрик Берн

Эрик Берн

Более мягким отношением был Эрик Берн, автор знаменитых концептов «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель» (его произведение называется «Игры, в которые мы играем”).

Рассматривая его теорию в аспекте эмоционального интеллекта, можно сказать, что Ребенок — это человек, в котором он не развит, не умеющий управлять своими эмоциями. Если он злится, он бьет обидчика и оскорбляет его, если ему плохо, он плачет и обвиняет всех остальных в своей боли, не пытаясь ее анализировать.

Выражать эмоции (быть «Ребенком») неплохо, но вы также должны уметь, выражая чувства, включить «Взрослого», то есть начать анализ. А еще нужно убедиться, что проявления «Ребенка» не опасны для окружающих, как это часто бывает у людей с неразвитым эмоциональным интеллектом (подробнее об этом будет сказано ниже).

Как видите, исследования эмоционального интеллекта опираются на работу светил в психологии. Исследования продолжались на протяжении всего двадцатого века, в том числе в 1920 году Эдвард Ли Томдайк представил концепцию «социального интеллекта».

Социальный и эмоциональный интеллект часто воспринимаются как синонимы, но это не совсем так: социальный интеллект, по мнению Торндайка, говорит о способности человека взаимодействовать с людьми, с обществом, понимать его и адекватно выстраивать общение.

что такое эмоциональный интеллект

Разница в том, что эмоциональный интеллект — более широкое понятие, оно также включает в себя способность распознавать свои эмоции, их саморегуляцию.

Эмоциональный интеллект как концепция был впервые представлен Майклом Белдоком в его работе «Чувствительность к выражению эмоционального значения в трех способах коммуникации» в 1964 году — до того, как об эмоциональном интеллекте заговорили многие, но он называл его разными словами, обычно в противостояние эмоциональному интеллекту и просто интеллекту.

В 1988 году Реувен Бар-Он, один из величайших в мире исследователей эмоционального интеллекта, представил концепцию эмоционального коэффициента (EQ), отображающую знаменитый коэффициент интеллекта (IQ). А потом произошло интересное.

Исследования эмоционального интеллекта продолжаются и продолжаются в научном сообществе. Но в 1890-е годы на Западе процветал культ «хитового успеха». Если он менее саркастичен, то, во-первых, появилась тенденция в литературе по «народной психологии» и, во-вторых, появилась потребность разобраться в составляющих успеха в карьере и в жизни в целом.

Считалось, что практически все зависело от компетентности в работе и высокого уровня интеллекта.

Однако репортер по имени Дэниел Гоулман опубликовал статью, в которой объявлял о важности эмоционального интеллекта. Он считал, что эмоциональный интеллект даже более важен для успешного лидера, чем IQ и профессиональные навыки, поскольку 85% работы лидера — это работа с людьми, умение распределять человеческие ресурсы, объединять и вдохновлять свою команду.

Дэниел Гоулман

Дэниел Гоулман

Так эмоциональный интеллект «вышел из темноты» и стал интересовать не только ученых, но и простых людей. Пару десятилетий назад это было продиктовано в основном культом успеха, но сейчас, скорее, существует потребность в гармоничной и спокойной жизни, минимизации стресса, переваривании эмоциональных травм и психическом здоровье. Что ж, нам обоим действительно необходим эмоциональный интеллект, здесь нет никакого обмана.

Это краткая история изучения эмоционального интеллекта. Теперь перейдем от теории к практике: компоненты эмоционального интеллекта, упражнения на развитие эмоционального интеллекта, признаки низкого эмоционального интеллекта, программа развития (в том числе упражнения для развития эмоционального интеллекта у взрослых) и в целом то, что эмоциональный интеллект и зачем он нужен в реальной жизни. Идти!

Составляющие Emotional Quotient

Среди них пять компонентов эмоционального фактора, выделенные американским психологом Д. Гоулманом в его работе «Эмоциональный интеллект.

Самосознание

Человек осознает свои сильные и слабые стороны, он знает себе цену. У этих людей настоящая самооценка, они не склонны к самовосхвалению и самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная — отложенная, конструктивная — она ​​служит сигналом к ​​внутренним изменениям.

Саморегуляция

Гоулман утверждает, что эмоции являются частью физиологии человека, без них невозможно жить. В то же время вы должны уметь подчинять свой опыт разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как невозможно подавить эмоции, так и показать их во всей красе в неподходящем месте и с неадекватными людьми невозможно.

Мотивация

Особое эмоциональное состояние, помогающее в постановке целей и достижении целей. Грамотная самомотивация определяет адекватное отношение к трудностям на пути к успеху, позволяет с оптимизмом относиться к проблемам.

Почему он так важен в жизни

Эмоции — неотъемлемая часть любой личности. Это эмоции, которые мешают нам или помогают нам взаимодействовать с другими людьми, выполнять свою работу, работать в команде. Все эти навыки способствуют нашей эффективности. Какому менеджеру больше всего доверяет президент компании: только умному или тому, кто может организовать единую командную работу, подстраивается под результат? Очевидно второе.

В этом наглядном примере мы видим, что недостаточно быть умным, вам также необходимо уметь взаимодействовать с людьми. Сегодня многие психологи утверждают, что родители делают упор на образование, кружки, внеклассные занятия, но если ребенок неуверен в себе, не научился общаться, он не сможет добиться успеха в жизни.

Понимание своих эмоций позволяет человеку правильно реагировать на разные жизненные обстоятельства. Понимание эмоций других помогает вам эффективно общаться. Человек с развитым эквалайзером легко адаптируется к любой новой среде. Например, он не будет навязывать свою помощь раздраженному начальнику, или он увидит грустного человека и попытается поддержать.

Уровень эмоционального интеллекта

В повседневном понимании уровней уравнивания всего два. Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них.

Высокий

О человеке с высоким уровнем эмоционального интеллекта можно сказать следующее:

  1. Он распознает эмоции и чувства других, считывая их по мимике, жестам, голосу, поведению и чтению между строк.
  2. он искренне интересуется состоянием собеседника, умеет сопереживать и делает попытки оказать помощь и поддержку.
  3. Обладатель высокого уровня EQ понимает природу своих эмоций, их причину, характер. Он также знает, как найти способы вылечить и справиться с проблемными состояниями.
  4. Он может отказать в просьбах, если они противоречат его интересам и желаниям.
  5. Человек осознает свои хорошие и плохие стороны, а также старается улучшить первое и минимизировать ущерб второго.
  6. Высокий EQ не ладит с перфекционизмом. Такой человек не зависит от мнения окружающих и не пытается никому ничего доказывать.

Низкий

Как распознать людей с низким эмоциональным интеллектом? Их можно выделить по следующим критериям:

  1. Люди с недостаточным уровнем эмоционального интеллекта начинают с полоборота, всегда готовы вступить в бурную дискуссию и потребовать от собеседника четкой аргументации своих слов, действий, решений.
  2. Они тяжело проигрывают, обвиняют других в том, что они слишком чувствительны. Своими пронзительными словами они могут спровоцировать конфликт, а позже обвинить в конфликте оппонента.
  3. Низкий EQ затрудняет распознавание чувств близких. Человек не видит, что собеседник расстроен, растерян, смущен и не желает продолжать общение.
  4. Роль жертвы известна. Во всех неудачах принято винить обстоятельства или окружающих.
  5. Человеку свойственны вспышки неконтролируемой агрессии. Он не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они неуместны и доставляют дискомфорт близким.
  6. Высокая склонность к депрессивным состояниям.
  7. Круг общения обычно невелик.

Детей также учат навыкам EQ. В детстве лучше вакцинировать их во время детских занятий в детских садах или школах. В зрелом возрасте такие навыки уже отрабатываются при выполнении практических заданий на работе или в кругу общения во время учебного курса. Для тех, кто действительно хочет развивать навыки самостоятельно, но нет возможности посещать учебные курсы, есть возможность учиться онлайн или самостоятельно выполнять развивающие упражнения.

Так что же развивает наш эмоциональный интеллект? Структура этих навыков немного сбивает с толку, поэтому ниже мы узнаем, что к чему.

Они делятся на две большие группы: личные и социальные. Первые — это черты личности, вторые — личность в обществе. В свою очередь, эти две группы делятся на воспитанные в человеке важные черты характера.

Личностные

Под личными навыками понимаются самосознание и самоконтроль. Рассмотрим их подробнее.

Самосознание: как я себя представляю. У человека это выражается тремя характеристиками:

  1. Высокая самооценка: человек не стесняется оценивать себя в зависимости от мнения других людей. Ему все равно, что о нем думают другие, он знает себя и свои потребности. Другими словами, ему было наплевать на мнение других.
  2. Эмоциональное самосознание: уравновешенный человек тоже реагирует на внешние раздражители, но умеет распознавать «опасные» эмоции и отключать их. Проще говоря, когда внутри все кипит, он скрипит зубами, сжимает руки в задней части замка, но на его лице все спокойно.
  3. Уверенность в себе — основа успешного общения, уверенность в себе развивается в семье и в окружении.

Самоконтроль или сила воли у человека проявляется в следующих чертах:

  1. Открытость — человек открыт для новых социальных контактов, может разговаривать на разные темы с разными людьми.
  2. Воля к победе: стремление к большему — мощный двигатель личностного роста, даже преодоление трудностей помогает развиваться.
  3. Адаптивность — понимая свои собственные и чужие эмоции, настроения и психологические характеристики, человек может чувствовать себя «непринужденно» где угодно.
  4. Обуздать эмоции — вовремя запретить истерики или проявить некоторую злость для достижения цели, т.е.использовать эмоциональные реакции на пользу общему результату.
  5. Инициатива: поиск лучших решений, не стесняется выражать все, что думает.
  6. Оптимизм: позитив всегда привлекает людей, негативного уже достаточно, если человек постоянно позитивен, он более успешен.

Социальные

Под социальными навыками взрослых понимается чувствительность к изменениям в настроении группы и управление отношениями.

Социальная чувствительность состоит из:

  • эмпатия — эмоция, направленная на то, чтобы поделиться опытом с другим;
  • деловая осведомленность: невозможно понять человека, не зная его, важно задавать правильные вопросы, чтобы помочь;
  • мера предосторожности: человек может прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Управление взаимоотношениями состоит из следующих компонентов:

  • влияние — ответственный человек, который контролирует свои эмоции, может влиять на других;
  • вдохновение — человек с развитым EQ мотивирует себя и других, харизматичен и ярок;
  • помощь в самосовершенствовании: чуткий человек заражает своим позитивом окружающих;
  • разрешение конфликтов — важная черта лидера группы;
  • способствовать изменениям: со временем прирученные эмоции помогают меняться;
  • укреплять личные отношения;
  • командная работа, сотрудничество.

Это очень полезные качества и умения. О том, как их развивать и как узнать, на каком вы уровне развития, мы поговорим дальше.

Теории ЭИ

Рассмотрим две теории ИЭ, предложенные психологами Люсин и Холлом.

Гипотеза Люсина

Психолог Люсин Д.В. (Россия) в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

  • Умение выявлять и контролировать эмоции. Человек осознает свое чувство, дает ему имя, видит причину его возникновения. При этом эмоция контролируется человеком: она может быть уменьшена по интенсивности, устранена или не выражена внешне.
  • Сосредоточьтесь на собственных эмоциях или эмоциях других людей.

На основе этих компонентов автор выделяет два типа IE:

  • Внутриличностный: понимание и управление своими чувствами.
  • Межличностный: осознание и контроль эмоций других.

Основываясь на своей теории, Люсин Д.В был разработан опросник EmIn — методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. Анкета состоит из 46 вопросов, на которые испытуемый отвечает, соотнося степень своего согласия с предложенными утверждениями по 4-балльной шкале.

Теория Холла

Альтернативный метод тестирования уровня EI был разработан Холлом. В этом случае анкета состоит из 30 пунктов, а ответы оцениваются по шестибалльной шкале.

Прохождение анкеты позволит кандидату понять:

  1. Если он осознает пережитые эмоции и причину их возникновения.

  2. Он может контролировать чувства.

  3. Это влияет на других людей.

  4. Каков его уровень эмпатии.

  5. Возможности самомотивации.

Обе методики используются в психологии и широко представлены в Интернете для передачи онлайн.

Модель Рувена Бар-Она

Модель Реувена Бар-Он более обширна и включает пятнадцать концепций. Ее критиковали за слишком расплывчатые слова, что-то вроде «вы описали идеального человека, своего рода Будду, это не признаки высокого эмоционального интеллекта, это признаки человека, который овладел дзен». В его модель входят:

  • Самооценка. Сюда входит не только самооценка в широком и общепринятом смысле, но и способность без оценки воспринимать свои черты характера, свои ограничения. Умение принять себя таким, какое есть, адекватная самооценка.
  • Эмоциональная осведомленность — это понимание того, что человек испытывает в любой момент времени и почему.
  • Самовыражение — это способность правильно выражать это на уровне окружающей среды (не причиняя вреда другим), включая способность защищать свои интересы.
  • Независимость от эмоциональных оценок окружающих, способность полагаться на оценку реальности и принятие решений о себе, на собственных убеждениях.
  • Сочувствие.
  • Социальная ответственность — это способность быть полноценным членом общества, понимание своей ответственности перед другими.
  • Межличностные отношения: умение конструктивно общаться, строить здоровые отношения с людьми, доверять людям, чувствовать эмоциональную близость и комфорт в компании близких. Да, есть люди, чье базовое доверие к миру серьезно нарушено, и они не знают, как доверять даже самым близким им людям.
  • Стрессоустойчивость.
  • Импульсный контроль: способность сдерживаться, когда это необходимо.
  • Адекватная и объективная оценка действительности.
  • Гибкость, адаптивность.

Вот сравнение: человек с хорошим уровнем эмоционального интеллекта убежден, что определенный человек очень плох.

Однако, узнав о нем новые факты (например, девушку посчитали легкомысленной и поверхностной, а потом выяснилось, что она вышла замуж за парня, с которым встречалась еще со школы, и у него было блестящее образование), он пересмотрел свое отношение, а человек с низким эмоциональным интеллектом (и интеллектом в целом) — не будет.

  • Решение проблем — это способность распознать проблему, ее причины и найти решение.
  • Самореализация — это способность ставить цели, относящиеся конкретно к нему (а не к матери, начальнику или любимому человеку), и работать над их достижением.
  • Оптимизм и общее удовлетворение жизнью.

Модель Клода Штайнера

Модель Клода Штайнера включает осознанность, сочувствие, саморегуляцию и самоконтроль, способность решать свои эмоциональные проблемы и эмоционально взаимодействовать с людьми.

В целом, мы можем сделать вывод, что эмоциональный интеллект состоит из трех основных блоков: понимание собственных эмоций, понимание эмоций других и учет или управление обоими.

Дэниел Гоулман

Самую известную (популярную) книгу для рядового читателя написал Дэниел Гоулман:

Эмоциональный интеллект Дэниел Гоулман

Модель Майера-Саловея-Карузо

Модель Майера-Саловея-Карузо включает четыре навыка:

  • Умение распознавать эмоции других людей (через их внешние проявления) и свои собственные;
  • Умение мотивировать себя эмоциями. Проще говоря: способность обратиться к чему-то эмоциональному, чтобы заставить себя сделать что-то материальное, получить вдохновение. Например, подумайте о материальном вознаграждении за работу и приятных ощущениях от покупки, которые побудят вас приступить к работе, или послушайте песню, чтобы настроиться на написание книги.
  • Понимание эмоций. Здесь мы намерены понять связь между эмоциями и событиями, понять, что вызвало ту или иную эмоцию, как эмоции перетекли друг в друга и как они будут развиваться дальше.

Например, человек с высоким эмоциональным интеллектом может проанализировать свое состояние и сказать:

«Я был зол, потому что мой босс отругал меня (осознавая причину эмоции), теперь я напряжен, зол, я хочу что-то ударить, я нервничаю (осознание текущего эмоционального состояния) и могу освободиться. (осознание возможных последствий и дальнейшего развития событий) Теперь посижу немного в тишине, отвлекусь на что-то приятное и успокоюсь, просто немного обижусь »(Понимание, как эмоция будет развиваться дальше).

Человек с низким эмоциональным интеллектом просто ругает начальника матерными словами, не пытаясь осмыслить ситуацию, повлиять на эмоциональное состояние и понять развитие ситуации.

Кроме того, способность понимать эмоции включает в себя способность разбирать сложные, многомерные и неоднозначные чувства.

  • Управление эмоциями. Имеется в виду подчинение эмоций для достижения ваших целей.

Внимание! Это не означает подавление и отрицание эмоций, а умение с ними работать. То есть сценарий, при котором человек расстроен, обижен, устал и нуждается в поддержке, но, игнорируя его, продолжает работать — это нездоровый сценарий, и его по возможности следует избегать.

Здоровый сценарий — выпустить эмоции, дать им выход, перенаправить и сублимировать их. Решите их, примите во внимание, помогите с ними и только потом работайте дальше без эмоциональных потерь. Поскольку длительный отказ от своих эмоциональных потребностей, их отрицание и подавление приводит к крайне негативным последствиям, вплоть до нервного срыва, выгорания, депрессии, суицида, смерти.

Также сюда входит умение учитывать эмоции при составлении планов. Приведу пример: человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта, планируя отпуск, может подумать: «Значит, после полета я буду усталым и хмурым, а моя жена вся в напряжении, она будет нервничать из-за нее багаж, к тому же онемеет. Надо будет пойти в бар в аэропорту и немного посидеть тихо, успокоиться, чтобы мы оба пришли в себя, иначе мы упадем друг на друга».

Смешанная модель включает следующие компоненты:

  • Самопознание — то есть то, как человек понимает себя: свои эмоции и их происхождение, свои мотивации, цели в жизни, сильные и слабые стороны своей личности.
  • Саморегуляция: способность к самоконтролю.
  • Мотивация — это способность эмоционально поддерживать себя в движении к цели, поддерживать стремление к ее достижению.
  • Эмпатия — это способность сопереживать другим, распознавать и учитывать их чувства в своей деятельности.
  • Социальные навыки: умение общаться с людьми с учетом их эмоций, в том числе умение получать от людей то, что вы хотите.

Сделайте перерыв в чтении и посмотрите короткое видео:

Эмоциональный интеллект важен в формировании лидера

Концепция «эмоционального интеллекта» (EQ) оказалась недостающим звеном в необычном открытии: люди со средним IQ на 70% более успешны, чем люди с высоким IQ. Это нелогичное утверждение бросает тень на широко распространенное мнение, что IQ — единственный источник успеха. Десятилетия исследований показали, что эмоциональный интеллект — самый важный фактор, отделяющий успешных людей от всех остальных.

«Эмоциональный интеллект, возможно, менее распространен, чем литературные знания, но, по моему опыту, он на самом деле гораздо важнее при обучении лидера. Это нельзя игнорировать », — говорит Джек Уэлч.

Эмоциональный интеллект — это нечто нематериальное в каждом из нас. Это влияет на то, как мы ведем себя, преодолеваем социальные трудности и принимаем решения. Каким бы важным ни был эквалайзер, его нематериальная природа затрудняет определение того, что у вас есть и что вы можете сделать, чтобы улучшить свою производительность, если она низкая.

К сожалению, качественные и научно обоснованные тесты EQ не бесплатны (но вы можете использовать, например, тест из книги «Emotional Intelligence 2.0».). Я проанализировал данные более миллиона человек, протестированных с помощью TalentSmart, и определил поведение, которое отличает людей с низким EQ. Вам нужно исключить такое поведение из своего репертуара.

11 признаков низкого эмоционального интеллекта

1. Вы легко поддаетесь стрессу

Когда чувства нарастают, они быстро превращаются в неприятные ощущения напряжения, стресса и беспокойства. Ненаправленные эмоции напрягают разум и тело. Эмоционально-интеллектуальные навыки помогают управлять стрессом, позволяя выявлять сложные ситуации и справляться с ними до того, как они разовьются до предела.

Люди, которым не хватает навыков эмоционального интеллекта, используют другие, менее эффективные инструменты управления настроением. Они в два раза чаще испытывают тревогу, депрессию, наркоманию и суицидальные мысли.

2. У вас трудности с самоутверждением

Люди с высоким EQ сочетают манеры, сочувствие и доброту со способностью самоутвердиться и устанавливать границы. Эта дипломатическая комбинация идеальна для разрешения конфликтов. Большинство людей по умолчанию склонны быть пассивными или агрессивными. Эмоционально интеллигентные люди остаются уравновешенными и уверенными, избегая неконтролируемых эмоциональных реакций. Это позволяет им нейтрализовать сложных и токсичных людей, не наживая себе врагов.

3. У вас ограниченный эмоциональный словарь

Все люди испытывают эмоции, но лишь немногие способны точно определить, что они испытывают. Наше исследование показывает, что только 36% людей могут это делать, и это проблема, поскольку неопознанные эмоции часто понимаются неправильно, и это приводит к иррациональному выбору и неправильным действиям. Люди с высоким EQ управляют своими эмоциями, потому что они их понимают и используют обширный словарный запас для описания своих чувств. Многие люди описывают свое состояние как просто «плохое», и эмоционально развитые личности могут определить, чувствуют ли они себя «раздраженными», «разочарованными», «обиженными» или «тревожными». Чем тщательнее вы подбираете слова, тем лучше понимаете, что именно вы чувствуете, что вызвало это чувство и что вы должны с этим делать.

4. Вы быстро делаете выводы и неистово их защищаете

Люди, у которых нет EQ, быстро формируют мнение, а затем поддаются предвзятости — они собирают доказательства, подтверждающие их мнение, и игнорируют любые доказательства обратного. Они спорят до тошноты, чтобы доказать свою правоту. Это особенно опасно для лидеров, поскольку их идеи становятся стратегией всей команды. Эмоционально интеллигентные люди пытаются «замариновать» свои идеи, потому что знают, что первоначальные реакции вызваны эмоциями. Они тратят время на то, чтобы обдумать возможные последствия и контраргументы. Затем они распространяют свою усовершенствованную идею наиболее эффективным способом, принимая во внимание потребности и мнения общественности.

5. Вы храните в себе обиды

Негативные эмоции, сопровождающие обиду, на самом деле являются реакцией на стресс. Даже мысль о событии переводит ваше тело в режим боя или бегства, механизм выживания, который заставляет вас вставать и сражаться или бежать в горы перед лицом угрозы. Когда угроза неминуема, такая реакция важна для вашего выживания, но когда угроза — давняя история, этот стресс повреждает ваше тело и со временем может иметь разрушительные последствия для вашего здоровья. Исследователи из Университета Эмори показали, что подверженность стрессу связана с гипертонией и сердечными заболеваниями. Держась за обиду, вы также сохраняете стресс, поэтому эмоционально развитые люди знают, что могут избежать его любой ценой. Отказ от обиды не только помогает вам чувствовать себя лучше сейчас, но и способствует улучшению здоровья в будущем.

6. Вы слишком переживаете ошибки

Эмоционально интеллигентные люди дистанцируются от своих ошибок, но не забывают их. Держа свои ошибки на безопасном расстоянии, что, тем не менее, позволяет время от времени исправлять их, такие люди могут адаптироваться к будущему успеху. Это требует ясного и сознательного подхода. Слишком долгое переживание ошибок увеличивает тревогу и неуверенность, но если вы полностью их забудете, они могут повториться. Вы должны уметь превращать неудачи в улучшения. Это учит вставать каждый раз при падении.

7. Вы часто чувствуете себя непонятыми

Когда вам не хватает эмоционального интеллекта, может быть трудно понять, как взаимодействовать с другими людьми. Вы чувствуете, что вас неправильно понимают, потому что вы не можете донести сообщение так, чтобы люди могли его понять. Эмоционально продвинутые люди знают, что они не всегда прекрасно объясняют свои идеи. Они фиксируют момент, когда люди не понимают их объяснений, адаптируют свой подход и повторно предлагают идею таким образом, чтобы все было ясно.

8. Вы не знаете свои триггеры

У каждого человека есть свои триггеры: ситуации и люди, которые тянут нас за ниточки и заставляют действовать импульсивно. Эмоционально продвинутые люди изучают свои триггеры и используют эти знания, чтобы избегать таких ситуаций и таких людей.

9. Вы не сердитесь

Эмоциональный интеллект не означает, что человек всегда мил и добр. Это дает вам возможность управлять своими эмоциями для достижения лучших результатов. Иногда это означает показать, что вы расстроены, опечалены или разочарованы. Постоянно скрывать свои эмоции за маской счастья и позитива непродуктивно. Эмоционально развитые люди сознательно используют отрицательные и положительные эмоции в соответствующих ситуациях.

10. Вы обвиняете других людей в том, что они заставляют вас чувствовать

Эмоции приходят изнутри. Заманчиво приписывать свои чувства действиям других, но вы должны взять на себя ответственность за свои эмоции. Никто не может заставить вас почувствовать то, чего вы не хотите. Уверенность в обратном тянет вас назад.

11. Вы легко обижаетесь

Если у вас есть четкое представление о том, что вы за человек, чьи-то слова и действия не могут вас разозлить. Эмоционально развитые люди уверены в себе, открыты и имеют довольно толстую кожу. Вы даже можете посмеяться над собой или позволить другим шутить над вами, потому что вы умеете мысленно провести грань между юмором и унижением.

Как развивать EQ?

Как отмечается в этой статье, развитие эквалайзера происходит через развитие его основных факторов: драйверов. Поэтому в первую очередь необходимо их развивать.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сосредоточьтесь на своем окружении, постарайтесь рассмотреть все детали. По мере того как изображение станет «ярче», вы заметите то, на что раньше не обращали внимания.
  2. Так что закройте глаза и сосредоточьтесь на звуках. В нормальной ситуации мы неосознанно фокусируемся на площади не более 1,5 метра вокруг нас. «Расширяя» наш слух, мы начинаем замечать нюансы естественного и механического.
  3. Закройте вместе глаза и уши. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром — например, прикосновение ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Достаточно делать это упражнение один раз в неделю, чтобы умение распознавать речевые интонации собеседников, нюансы мимики стали намного выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые сообщения собеседников и, самое главное, вашу реакцию на определенные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как испытывает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы представляете гнев, радость, грусть или интерес, в зависимости от того, какую карту вы берете. Это простой и эффективный способ «обработать» ваше эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика возрастает в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы — это позы человеческого тела, которые «активируют» выработку дофамина: спина прямая, руки подняты, голова высоко поднята. Производство этого гормона способствует лучшему хранению материала и информации.

За минуту этого упражнения перед переговорами вы почувствуете себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Запишите десять вещей, которые вам нравится делать. Затем перефразируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который лучше всего выражает конкретное действие.

Используя эти глаголы, составьте план на месяц. И в течение этого месяца вам придется прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, пробовать и узнавать новое, прыгать или считать — вариантов много.

Например, под девизом глагола «вкус» вы можете пойти в специальный ресторан или винный магазин — а может, устроить вечеринку дома. Также он может стать концептом для презентации продуктов и услуг вашей компании.

Живите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле составляют вашу суть роста: что вы можете дать миру.

Выполняя эти упражнения, вы наверняка приблизитесь к своим истинным целям, чем в последние годы, потому что вы будете заняты самой важной задачей успешного бизнесмена или лидера: реализацией «стратегии творца».

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, необходимо тренировать каждый из них, а именно:

  • осведомленность;
  • самоконтроль;
  • сочувствие;
  • навыки общения.

Развитие эмпатии

Чтобы стать социально чувствительным, вам просто нужно наблюдать за людьми и прилагать усилия, чтобы понять, что они чувствуют, какие эмоции испытывают, почему они делают именно то, что ими движет.

Специальных упражнений для развития сочувствия нет. Все зависит от вашей наблюдательности и желания понять другого человека. В сложных ситуациях всегда спрашивайте другого человека, как он себя чувствует. Люди любят говорить о себе. Ваша наблюдательность и внимание к людям — вот что помогает развитию и проявлению чуткости и сочувствия.

Могу посоветовать потренироваться на карточках эмоций. Поищите в Интернете фотографии людей, которые изображают разные эмоции, и попытайтесь их идентифицировать.

Набор человеческих эмоций

Тренировка самоконтроля

Сдерживание эмоций не означает их подавление. Чем больше человек заглушает и сдерживает свои эмоции, тем более непредсказуемым будет результат. Накопленные чувства способны разорваться и спровоцировать неврозы, другие болезни и синдром выгорания.

Теперь, когда вы научились осознавать свои эмоции, пришло время научиться управлять ими. Для этого пригодятся следующие методы.

  1. Дыхание размеренное. Когда вы чувствуете, что внутри вас начинается эмоциональная буря, сделайте 10 глубоких вдохов и даже более медленных выдохов. Это помогает успокоиться и привести мысли в порядок.
  2. Физическая активность. Как говорится, в любой непонятной ситуации прогуляйтесь. Или сходите в спортзал, или прогуляйтесь в парке, или займитесь йогой, или займитесь уборкой дома. Главное — не стоять на месте. Спорт помогает справляться с негативными эмоциями.
  3. Вербализация. Опишите свое состояние вслух. Например: «Боюсь, тяжело дышать, сердце колотится». Чем больше вы сможете описать, что чувствуете, тем быстрее это состояние исчезнет.
  4. Медитация. Это отличная практика, которая помогает погрузиться в свой внутренний мир, исследовать свое состояние и достичь гармонии с собой и окружающим миром. Это очень эффективно при регулярных упражнениях.

«Угадай-ка»

Попросите друга помочь вам. Суть упражнения на развитие EQ: вы должны угадать эмоциональное состояние другого человека.

Вы смотрите на него некоторое время, затем делаете предположение и спрашиваете: «Я прав?» И человек рассказывает, что он действительно переживает.

«Немой телевизор»

упражнения на развитие

Выключите звук телевизора и попытайтесь невербальными знаками понять, о чем идет речь, как развиваются события, какие эмоции и чувства переполняют героев фильма или программы, мультфильма.

  • лучше использовать для тренировок записи или онлайн-кинотеатр, чтобы можно было воспроизвести видео и испытать себя.

Точно так же вы можете наблюдать невербальную речь людей в жизни. Это даже более интересно, потому что иногда язык тела ничего не говорит о том, что человек пытается передать словами.

Например, если противник с чем-то соглашается и в этот момент качает головой из стороны в сторону, это говорит о том, что он на самом деле с вами не согласен или не хочет что-то делать.

«Глубокое дыхание»

Если вам нужно быстро успокоиться и расслабиться, сделайте это упражнение: глубоко вдохните через нос, округлив живот, и медленно выдохните через рот, втягивая живот.

Это упражнение снимает умственное напряжение, укрепляет легкие, снижает кровяное давление, улучшает сон и пищеварение. То есть с его помощью вы не только учитесь управлять своими эмоциями, но и выздоравливаете по всем «фронтам».

Ученые из Стэнфордского университета в США подтвердили это в своем исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале Science.

«Работа с телом»

Подходит для преодоления отрицательных эмоций. Они всегда отражаются в теле напряжением. Самый простой и быстрый способ расслабиться — увеличить напряжение (тренировка Якобсона).

Суть в том, что вы с силой сокращаете часть своего тела или растягиваете определенную группу мышц, а затем расслабляетесь. Возможно, интуитивно вы уже обращались к этой технике, когда в гневе сжимали и разжимали кулаки. Или когда от волнения топтали с пяток до ног и наоборот.

«Смотрю в тебя, как в зеркало»

Если вы хотите научиться понимать эмоции других людей, то лучше делать это упражнение с кем-нибудь. Суть в том, что человек вызывает эмоцию и показывает ее вам, а вы должны угадывать. Своеобразная игра: вы не только угадываете эмоцию, но и воспроизводите ее на своем лице.

Если вы хотите лучше понять свои эмоции, сделайте то же самое перед зеркалом. Также лучше не изображать эмоции, а лучше запечатлеть момент, когда вы испытываете эмоцию, подойти к зеркалу и посмотреть, как оно выглядит. Но вы также можете изобразить, потому что сначала вы, скорее всего, захотите узнать, как выглядит та или иная эмоция, обратитесь к источникам в Интернете или книгах, посмотрите на чьи-то лица и скопируйте эмоцию оттуда.

«Наблюдатель»

Наблюдайте за людьми в общественном транспорте или в общественных местах, угадывайте их эмоции и состояния. Да, «пялиться» на людей — это нехорошо. Однако можно делать это осторожно. Например, отдыхая на скамейке в парке, можно с чистой совестью изучать случайных прохожих — никто не заметит.

Тренировка осознанности

Самопознание требует ответственного и осознанного отношения к себе, к своим чувствам, к тому, что мы делаем. Большинство людей уделяют себе очень мало внимания, предпочитая проводить время за просмотром ТВ или видео на YouTube, отправкой мгновенных сообщений, прокруткой ленты Instagram, играми на компьютере. Все это отвлекающие факторы. Вы должны избавиться от этого, чтобы расширить свои знания о себе. Итак, делаем следующее:

  • ограничить время, которое вы проводите в Интернете;
  • посвящайте хотя бы 10 минут в день каждый день, чтобы прислушиваться к себе и точно осознавать, что вы чувствуете прямо сейчас;
  • тем, кто готов к радикальным мерам, рекомендую удалить социальные сети хотя бы на неделю.

Вы можете обнаружить, что пристрастие к гаджетам — это просто способ избежать неприятных эмоций и подавить тревожные чувства. Когда вы защищаете себя от всех отвлекающих факторов, настоящие эмоции могут вас напугать. Среди них могут быть депрессия, гнев, меланхолия, печаль, уныние, депрессия. Придется снова спрятать их поглубже и нажать смартфоном.

Избегайте зависимости от смартфона

Не бойтесь и не обречены на негативные эмоции. Сделайте их, попробуйте найти причину, по которой они появились. Как только вы примете отрицательные эмоции, вы увидите свои слабости. Я, например, очень обижаюсь, когда надо мной высмеивают и начинают наглать в ответ. Я осознал свою слабость и теперь могу правильно реагировать в таких ситуациях.

Вот другие упражнения на внимательность.

  1. Плотно закройте уши, чтобы ничего не слышать. Смотри внимательно на все вокруг, старайся замечать каждую деталь. Вы заметите то, на что раньше даже не обращали внимания.
  2. Теперь закройте глаза, сосредоточьтесь на звуках. В нормальных условиях мы фокусируемся на звуках в радиусе 1,5 метра вокруг. Закрыв глаза, вы начнете замечать звуки природы, города, вы услышите, что происходит на расстоянии.
  3. Начните вести дневник эмоций. У всех людей есть свой жизненный опыт, поэтому люди по-разному реагируют на одно и то же событие. В дневнике опишите возникшую ситуацию, какие эмоции вы испытали и как отреагировали. Проанализируйте запись и подумайте, что было бы лучшим ответом в этом случае. Запиши это. Когда возникает вторая ситуация, вы уже будете знать, как лучше всего реагировать.
Источники

  • https://gilber.one/emocionalnyj-intellekt.html
  • https://PsyLogik.ru/71-jemocionalnyj-intellekt.html
  • https://levelself.ru/navyki/emocionalnyj-intellekt.html
  • https://iklife.ru/samorazvitie/chto-takoe-ehmocionalnyj-intellekt.html
  • https://econet.ru/articles/11-priznakov-nizkogo-emotsionalnogo-intellekta
  • https://rb.ru/opinion/eq/
  • https://vsvoemdome.ru/psihologiya/ehmocionalnyj-intellekt-kak-razvit
  • https://gilber.one/kak-razvit-eq.html

Оцените статью
Блог о психологии