Кризис 3 лет у ребёнка: признаки, сколько длится, советы родителям от психолога

Содержание
  1. Что нужно знать о кризисе трех лет?
  2. Когда начало?
  3. Период длительности
  4. Как проявляется кризис 3 лет
  5. Негативизм
  6. Строптивость
  7. Упрямство
  8. Своеволие
  9. Протест
  10. Обесценивание
  11. Деспотизм
  12. Гендерные особенности
  13. Девочки
  14. Мальчики
  15. Как пережить кризис трёх лет
  16. Проявлять терпение и любовь во взаимоотношениях с ребёнком
  17. Избегать авторитарного стиля воспитания и гиперопеки
  18. Придерживаться единой воспитательной позиции
  19. Считаться с мнение ребёнка
  20. Поддержать инициативу ребёнка, стремление к самостоятельности и независимости
  21. Использовать сюжетно-ролевую игру как способ преодоления кризиса
  22. Учить ребёнка выражать чувства словами
  23. Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим
  24. При необходимости обратиться за помощью к специалистам
  25. Деспотизм
  26. Что делать при обесценивании
  27. Как вести себя родителям, когда истерика в самом разгаре
  28. Что чувствует малыш
  29. Изменения после кризиса
  30. Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях
  31. Примеры совместных игр
  32. «10 нельзя»: памятка для родителей
  33. Главные ошибки
  34. Всегда ли возникают подобные проблемы?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе трехлетний кризис — это особый и относительно короткий период жизни ребенка, характеризующийся значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третьем году жизни, средний возраст наступления колеблется от 2,5 до 3,5 лет.

«Я не хочу! Я не буду! Нет! Я!”
кризис 3 года

  • Период упрямства начинается примерно в 1,5 года.
  • Как правило, этот этап заканчивается через 3,5–4 года.
  • Пик упорства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики более упрямы, чем девочки.
  • Девочки плохие, чаще мальчиков.
  • В период кризиса у детей 5 раз в день возникают приступы упрямства и капризности. У некоторых до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его рост.

Продолжительность и выраженность проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенностей взаимоотношений матери и ребенка. Психологи уверены: чем авторитарнее будут вести себя родственники, тем ярче и острее станет кризис. Кстати, она может увеличиваться с началом посещения детского сада.

Если родители недавно не понимали, как научить детей самостоятельности, то сейчас этого слишком много. Фразы «я сам», «хочу / не хочу» звучат регулярно.

Ребенок осознает себя как отдельную личность, со своими желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование этого возрастного кризиса. Поэтому для такого непростого периода характерны не только конфликты с отцом и матерью, но и появление нового качества — самосознания.

Однако, несмотря на кажущуюся взрослость, ребенок не понимает, как получить признание и одобрение родителей. Взрослые продолжают относиться к ребенку, как к маленькому и неразумному, но для него он уже самостоятельный и большой. И эта несправедливость заставляет его бунтовать.

Когда начало?

фото16009-2
Многие ошибочно полагают, что это ровно 3. Однако на самом деле это не так.

По мнению психологов, кризис не имеет четких возрастных границ. Для некоторых он может начаться раньше, например, в 2,5 года, а для других — в 3,2 года. Это не отклонение от нормы, так как все зависит от особенностей ребенка.

интересно, что девочки могут начать кризис немного раньше, потому что они быстрее мальчиков понимают, как манипулировать взрослыми и отстаивать свое мнение.

Период длительности

Даже на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Есть дети, дела которых хорошо ладят с парочкой скандалов и конфликтов. После этого они снова становятся идеальными.

Однако в большинстве случаев все растягивается на срок от двух недель до полутора месяцев. Но это еще не все. В особо тяжелых случаях кризис затягивается, дети держат в напряжении родителей до 4-5 лет.

Трехлетняя продолжительность кризиса определяется несколькими факторами:

  • родительское поведение, согласованность действий мамы и папы;
  • характер самого ребенка;
  • методика воспитания, выбранная взрослыми.

Усилия окружающей среды по смягчению последствий кризиса также играют роль.

Как проявляется кризис 3 лет

Как проявляется кризис 3 года

Внешние признаки кризиса родители обычно замечают на 3 года: ребенок капризничает, ссорится, перестает слушаться, может устроить истерику на улице из-за какого-то пустяка. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов криза у 3-летнего ребенка. У каждого ребенка они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.

Негативизм

Негативизм

Так называется симптом, который означает отказ ребенка делать то, что сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует желанию ребенка. Например, мама приглашает ребенка на прогулку, но он отказывается только потому, что это инициатива взрослых. Интересной особенностью является то, что если родитель решает сказать «ну, ладно, тогда мы не пойдем сегодня гулять», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что все еще хочет выйти. То есть он сделает это снова иначе, чем сказал взрослый.

Строптивость

Ребенок отказывается подчиняться обычному распорядку дня. Например, если после пробуждения он всегда ходил чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то во время кризиса он мог начать завоевывать право сначала освежиться, а затем перейти к гигиеническим процедурам.

Упрямство

Мальчик три года в кризисе принимает решения и не отменяет их. Например, если он сказал, что не собирается убирать игрушки, он не стал бы этого делать. Даже если при этом мать, рассерженная, выбросит их в мусорное ведро. Младенец будет плакать, но своего решения не изменит: не станет чистить.

Своеволие

Ребенок старается все делать сам, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если ребенок застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делать, то это просто стремление к независимости. Когда он отталкивает маму руки, он не дает ей ничего сказать и показать, он плачет и кричит «Сам», но все болит, значит, это личное завещание.

Протест

Детский протест

Чаще всего это происходит на фоне частых указаний родителей о том, что делать ребенку, находящемуся в кризисе 3 года. Мальчик протестует против взрослых, которые принимают решения за него. Например, ребенок полностью отказывается читать книгу ночью, если мама сама выбрала сказку и не предоставила ему выбор.

Обесценивание

Мальчик перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, он разбивает любимые игрушки, рвет книги. Возможна девальвация значимых взрослых, а потому ребенок может называть имена мамы и папы, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми у него раньше были прекрасные отношения.

Деспотизм

Деспотизм ребенка

Ребенок пытается начать управлять семьей, он хочет, чтобы ему подчинялись, и он подчинялся ему. Например, он может приказать родителям включить мультфильмы прямо сейчас, несмотря на то, что занят другими делами. Если они не слушаются его, то он кричит и плачет, топает ногами и все время спрашивает.

Трехлетний кризис проявляется симптомами, так или иначе перечисленными у каждого ребенка, но не все они проявляются так ярко, чтобы родители замечали. Иногда трехлетний приступ ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях отчетливо видны все семь симптомов.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности своих детей.

Девочки

В возрасте 3 лет они говорят намного лучше, чем мальчики, поэтому во время кризиса они используют свои словесные навыки, чтобы манипулировать. В этом их нужно сразу же ограничить: четко определить, что законно, а что нет.

У девочки хорошо развито слуховое восприятие, поэтому ей необходимо четко и четко формулировать все просьбы.

Девочки более эмоциональны, поэтому они чаще всего устраивают истерики и темпераментны во время кризиса. Учитывая эту психологическую черту, родителям необходимо направить свои подавляющие эмоции в правильное русло. Например, делегируйте какие-то домашние дела, увлекитесь лепкой или рисованием.

Мальчики

Трехлетние дети не всегда могут выразить свои подавляющие эмоции словами. Поэтому они вызывают агрессию и изоляцию. Чтобы этого избежать, каждый день говорите со своим ребенком о том, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

Мальчики имеют хорошо развитое зрительное восприятие и теряют половину информации. Поэтому ему лучше все наглядно показать. Не тратьте время на слова «Забери игрушки!», А ведите их к ним и показывайте, куда их поставить.

К 3 годам у детей уже развивается потребность исследовать окружающий мир. Поэтому много бегают, заглядывают в каждый подвал и открывают люки, лазают по деревьям и заборам, что-то подключают к розеткам, разбирают (= ломают) бытовую технику. Чтобы избежать травм, родители должны четко прописать им территориальные ограничения.

Как пережить кризис трёх лет

Несмотря на негативную внешнюю окраску кризисного состояния, бояться его не стоит. Кризис — закономерное явление в развитии психики человека. Однако то, как это будет происходить, как долго это продлится и какой ребенок появится, будет зависеть от поведения родителей по отношению к своим детям. Чаще всего наблюдается яркое проявление симптомов трехлетнего кризиса, при котором взрослые просто не заметили, что ребенок вырос, и не изменили со временем свой подход к обучению.

Существует ряд рекомендаций, которые помогут наладить конструктивные отношения с ребенком, сгладить негативные проявления кризиса и быстро преодолеть этот непростой для него и окружающих период.

Проявлять терпение и любовь во взаимоотношениях с ребёнком

Для родителей самое главное качество — терпение. Быть терпеливым — значит реагировать на все действия ребенка без срыва и раздражения, сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях. Раздражаясь, взрослые научат ребенка выходить из себя — это нормально. Терпение родителей поможет ребенку обрести уверенность в себе.

Быть терпеливым — значит быть любящим родителем. Жизненно важно, чтобы ребенок знал и чувствовал себя любимым. Взрослые должны быть готовы принять ребенка в любом состоянии и вселить в него уверенность в том, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Всегда нужно оценивать совершенный поступок, но не самого ребенка. Если он сделал все, что просил его взрослый, похвалите ребенка за его усилия. При этом следует подчеркнуть, что он послушный и все делает на отлично. Когда ребенок чувствует, что его понимают и принимают, ему легче справляться с трудностями и иногда он отклоняется от своих потребностей.

Избегать авторитарного стиля воспитания и гиперопеки

Необходимо найти баланс между ограничениями и вседозволенностью. Слишком суровое и строгое воспитание ломает ребенка, подавляет его активность и самостоятельность. Психологи считают, что такой стиль воспитания небезопасен для детей. Чрезмерные ограничения самостоятельности ребенка, постоянные и нелепые наказания за попытки самостоятельности могут привести к безынициативе, потере интереса к знаниям, задержке развития волевых качеств. Кроме того, высокий авторитаризм в отношениях с детьми препятствует формированию у ребенка адекватной самооценки.

Чрезмерная защита так же опасна для детей, как и авторитаризм. Из-за своей тревожности за ребенка родители значительно ограничивают свободу действий ребенка и тем самым мешают ему полноценно развиваться. Пассивность, неуверенность, неспособность самостоятельно принимать решения и выходить из сложной ситуации — последствия чрезмерной опеки человека в детстве. Кроме того, дети испытывают сильную родительскую тревогу, которая со временем переходит на ребенка и проявляется в виде различных страхов.

В семьях, где ребенок находится в центре всего, часто наблюдаются острые конфликты в детско-родительских отношениях, а кризисные симптомы более выражены. Если родители предоставляют своим детям достаточно свободы для работы, не душат их ненужным обращением или наказанием, ребенку не нужно с ними спорить. Предоставить этому возрасту возможность действовать независимо — значит поддержать его новое представление о себе как о самостоятельном человеке.

Придерживаться единой воспитательной позиции

Все взрослые, участвующие в образовании ребенка, должны обращаться с одинаковыми просьбами. Не должно быть так, чтобы мама что-то запрещала, а бабушка позволяла. Согласованность требований также важна. Если какое-то действие запрещено, то пусть всегда будет запрещено — сегодня и завтра. Последовательность и последовательность требований поможет ребенку легче адаптироваться к новым правилам и соблюдать их. В противном случае ребенок запутается с разрешениями и запретами, что неминуемо приведет к конфликтам.

Нужно настроиться на то, что ребенку придется многократно объяснять, почему и для чего существует то или иное правило.

Здесь родителям нужно будет проявить сдержанность и продемонстрировать спокойную уверенность в своем поведении. С ребенком нужно разговаривать на равных, не повышая голоса. Важно помнить, что требования должны соответствовать возрастным особенностям ребенка. Иногда ожидания родителей в отношении поведения ребенка могут радикально отличаться от того, на что он способен в конкретный момент жизни.

Считаться с мнение ребёнка

Ребенок растет, имеет собственное мнение, пожелания и интересы. Чтобы ребенок вырос самодостаточным человеком, ему необходимо в определенный момент отделить «свое» от «родителя». Поэтому необходимо уважать желание ребенка действовать в одиночку, иметь собственное мнение и держать свое слово. Необязательно пытаться «сломать» волю ребенка и настаивать в одиночестве в любой ситуации. Иногда можно уступить ребенку и позволить ему самому принимать решение. Таким образом, он приобретет важный опыт защиты своих интересов.

Чтобы конфликты не вспыхивали по любому поводу, ребенок должен чувствовать, что взрослые общаются с ним на равных. У него должно быть право выбора. Конечно, выбор ребенка не всегда может подойти взрослому, особенно если речь идет об их безопасности. Таким образом, родители могут сделать небольшой трюк и создать ситуацию ложного выбора. Например, на улице ветрено и ребенок не хочет носить шапку. Мама должна подойти к нему с вопросом: «Какую шляпу ты хочешь носить: синюю или зеленую?». В этой ситуации важно, чтобы ребенок все еще носил шапку, независимо от цвета. При этом маме также интересно мнение ребенка при соблюдении правила. Этот метод применим практически во всех сферах бизнеса. Вы можете узнать мнение ребенка, выбирая путь в магазин, что приготовить на обед, какую рубашку купить. И даже если это ерунда, ребенку очень важно, чтобы его мнение интересовало взрослых.

Одним из выходов из конфликтной ситуации может быть поиск компромиссного решения, когда учитываются интересы как взрослого, так и ребенка. Например, можно предложить ему посмотреть серию мультфильма и прогуляться, а по возвращении домой посмотреть понравившийся сериал. Тогда ребенок поймет, что конфликт можно разрешить мирным путем, без истерик.

Поддержать инициативу ребёнка, стремление к самостоятельности и независимости

Предоставить этому возрасту возможность действовать независимо — значит поддержать его новое представление о себе как о самостоятельном человеке. В этот период необходимо перестроить отношения с ребенком на более равноправной основе, чем раньше. Все, что ребенок может сделать и не причинит вреда, пусть делает сам. Там, где он еще не может справиться самостоятельно, можно предложить помощь, но не сделать все за него, а показать, научить. Вы не можете высмеивать неудачи ребенка и говорить такие слова, как «Я же говорил вам, что из этого ничего не выйдет». Это заставит ребенка почувствовать себя сломленным, и он потеряет интерес к изучению нового. С каждым днем ​​ребенок будет расширять круг своих умений и дел, с которыми он сможет справиться самостоятельно. Это поможет развить уверенность в себе. В то же время необходимо подчеркнуть его независимость. Детям это очень нравится. Их поощряют к новым действиям.

Отчасти неудовлетворенность ребенка в этот период является важной частью процесса формирования личности. Если ребенок упрям ​​и не хочет делать то, что ему предлагают родители, стоит отказаться от попыток очаровать ребенка каким-либо занятием. Оставьте его в покое и делайте то, что он хочет. Скоро ребенку будет скучно, и он переедет к родителям. Тогда можно будет предложить ему все, от чего он ранее отказывался. Делать это нужно незаметно, без излишнего энтузиазма, как бы случайно, чтобы снова не спровоцировать отторжение ребенка.

Использовать сюжетно-ролевую игру как способ преодоления кризиса

Когда желания ребенка намного превышают реальные возможности, можно найти выход в ролевой игре, которая становится основным занятием с трехлетнего возраста. В игре оказывается, что ребенок тесно связан с социальным миром взрослых. Здесь он может практиковать независимость и самодостаточность и действовать в одиночку.

Ролевая игра отражает социальные связи, правила и нормы поведения в обществе, способы взаимодействия с людьми. Эта область интересна ребенку в этом возрасте, и родители смогут использовать ее как инструмент для обучения и воспитания.

Учить ребёнка выражать чувства словами

В трехлетнем возрасте дети еще не всегда понимают, что они чувствуют в той или иной ситуации и почему они это делают. Им сложно контролировать свои эмоции. Но учить этому чрезвычайно важно. В противном случае ребенок будет выражать их истериками или агрессией. Неспособность осознавать свои чувства прерывает контакт с самим собой. При этом ребенок не может понять, что именно он чувствует и чего на самом деле хочет. Ребенок растерян и не понимает, как себя вести.

Единственный способ научиться выражать эмоции словами — это на примере взрослых.

Им следует говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. При этом нужно использовать простые слова, которые понимает ребенок, чтобы он понял, о чем говорится (например, «Я злюсь», «Я разочарован»). Можно использовать сравнения с предметами или животными.

Если родители не всегда могут контролировать свои эмоции в присутствии ребенка, то необходимо извиниться, попросить прощения за грубое поведение, подробно рассказать, что они чувствовали и почему так себя вели.

Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

Такие проявления кризиса, как деспотизм и обесценивание, не оказывают положительного влияния на дальнейшее развитие ребенка. Поэтому попытки такого поведения лучше пресекать в зародыше. Если во время конфликта ребенок начинает спорить или называет родителей по имени, то здесь нужно выразить свое недовольство. Он должен понимать, что делает что-то плохое. Но это не значит, что ребенка нужно ругать. Лучше всего показать мимикой или интонацией, что это неприятно и оскорбительно и что такое поведение расстраивает родителей.

Иногда взрослые, чтобы избежать конфликта, сдаются ребенку и подчиняются его желаниям. Но это дорога в никуда. Ребенок привыкнет к такому положению вещей и будет ожидать, что в этом мире все будет так, как он хочет. Чтобы это не закончилось большим разочарованием, лучше сразу установить разумные рамки, чтобы ребенок понимал, что каждый человек — это отдельный человек со своими потребностями и желаниями. Родителям важно научиться отделять истинные потребности ребенка от тех, которые в большей степени являются проявлением авторитарных качеств ребенка. И в этих случаях скажите ребенку «нет» строго, но мягко.

При необходимости обратиться за помощью к специалистам

Когда родители не могут справиться с ситуацией самостоятельно, лучше всего обратиться к психологу. Поможет найти правильные действия в конкретных ситуациях и наладить контакт с малышом.

Эти рекомендации во многом направлены на корректировку поведения родителей по отношению к детям и предотвращение проявления негативных симптомов кризиса. Они служат для предотвращения конфликтов в родительско-дочерних отношениях.

Однако ни одна семья не застрахована от детских капризов. Даже если родители своевременно пересматривают свой подход к воспитанию ребенка, взрослые время от времени сталкиваются с внезапной истерией. Справиться с ситуацией помогут различные методы и приемы, которыми успешно пользуются опытные родители. Однако нужно понимать, что все дети разные. А то, что помогало матери общаться с ребенком, может не сработать в другой семье. Поэтому работа здесь ведется методом проб и ошибок, пока не будет найден подходящий способ справиться с капризами и истериками.

Деспотизм

Сложное поведение, когда ребенок пытается заставить других делать то, что ему нужно, все подчинять. Такое поведение необходимо подавлять, иначе ребенок может стать совершенно неуправляемым. Деспотизм может проявляться и в отношении конкретных членов семьи, если понимает, что ими легко манипулировать.

Положительная сторона — формирование силы воли. Ребенок учится удерживать свою позицию, подчинять себе окружающий мир.

Есть опасность проявления симптома в отношении младшего брата, сестры. В этом случае необходимо объяснить ребенку, что все дети одинаковые, имеют одинаковые поведенческие требования и условия. Нельзя слишком сильно баловать малыша, потакать всем его желаниям, также необходимы некоторые ограничения, чтобы малыш понимал, что ему разрешено не все.

Что делать при обесценивании

фото16031-5
Ребенок начинает ругать родителей, подшучивать над ними. Он хочет стать автором своей жизни, он перестает быть подчиненным.

Это не значит, что взрослые должны это приветствовать. Надо показать, что нужно проявлять уважение к пожилым людям, формировать силу воли.

Большое значение имеет социализация — общение с другими детьми, взрослыми.

Как вести себя родителям, когда истерика в самом разгаре

Истерия возникает там, где есть запреты и ограничения. Но даже вседозволенность воспитывать детей невозможно. Бывают ситуации, когда ребенку лучше сказать «нет!». Масштаб реакции на отказ может быть самым разным: от короткого крика до перекатывания по полу. Поэтому родители должны быть начеку и уметь предвидеть провокационные ситуации и стараться их избегать. Например, ребенок видит большой стеклянный кубок и хочет с ним поиграть. Но это не совсем точно: если стекло разобьется, ребенок может пораниться. Родители это понимают и отвергают ребенка. Неприятие вызывает истерию. В этом случае лучше убрать из поля зрения интересный, но небезопасный для ребенка предмет.

Если истерия уже началась, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Родители должны сохранять спокойствие и не обращать внимание ребенка на истерики.
  • Нельзя кричать на ребенка и ударить его. От этого он не успокоится, а наоборот, истерия усилится.
  • Не обращайте внимания на косые взгляды окружающих. Как бы это не выглядело со стороны, такое поведение для маленького ребенка — норма.
  • По возможности лучше уединиться с ребенком. Незнакомцы очень любят советовать, что делать, или могут попытаться помочь матери успокоить ребенка, вызывая тем самым еще больший всплеск эмоций у ребенка.
  • Не говорите своему ребенку, чтобы он успокаивался. Его эмоциональное состояние лучше сказать спокойным и уверенным тоном: «Я вижу, как ты злишься, потому что я не оставил тебя… Ты очень зол на это» и так далее
  • Если окружающая среда позволяет, лучше дать ребенку полностью жить своими чувствами, а не блокировать их: только так он научится понимать их и управлять ими. Но бывают ситуации, когда лучше помочь малышу успокоиться. Затем вы можете попробовать переключить внимание ребенка, например, на какой-нибудь яркий предмет, который может заинтересовать малыша. Если не получилось, просто нужно дождаться, пока малыш успокоится, или вместе попытаться найти компромиссное решение.
  • Когда истерия закончилась, необходимо обязательно обсудить с ребенком ситуацию, спросить, как он себя чувствовал в тот момент, показать ему, как по-другому выражать эмоции.

Что чувствует малыш

Как вы понимаете, причина происходящего заключается в том, что ребенок осознал, что он не часть мамы и папы, а самостоятельный человек. Он воспринимает этот мир с высоты своего возраста, делает определенные выводы, устанавливает некоторые свои правила поведения и игры. В это время начинается этап, когда ребенок продолжает активно формироваться, а точнее, продолжает собираться образ его персонажа.

Увидеть его первые характеристики можно, послушав, что ребенок говорит во время игры, какую роль он в этом играет: как лидер он постоянно придумывает новые роли, говорит, кого и что нужно делать, или, наоборот, слушает других и повторяет их образец для подражания. Следовательно, она чувствует себя самодостаточной, независимой, иногда бесстрашной. При этом главная задача родителей — не разбить ребенка, а поддержать его в процессе роста.

Изменения после кризиса

Если вы правильно подойдете к этому этапу, то через небольшой промежуток времени ваше «маленькое чудовище» вернется к милому и прекрасному ребенку, с которым вы сможете найти общий язык и договориться. К тому же ребенок станет более самостоятельным, у него может быть свой список дел по дому. Не факт, что она справится с этой работой хорошо, но именно она придаст вашему ребенку чувство значимости и значимости в семье.

Есть простые советы, как выйти из кризиса 3-летнего ребенка.

Не огорчайтесь, что ребенок что-то делает не идеально, начало положено и со временем он сможет выполнять это лучше. Дайте ему что-нибудь подходящее для его возраста, например, уберите крошки со стола или выключите свет, когда вся семья покидает дом, и так далее

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях

Как воспитать избалованного ребенка? Что должны знать родители? Можно ли наказать ребенка? Насколько легко преодолеть кризис? Когда мне следует обратиться к врачу? Доктор Комаровский ответит на эти вопросы в своем видео, расскажет об основных аспектах обучения, поделится с родителями полезными советами и приемами.

Примеры совместных игр

Для ребенка можно придумать самые разные действия и игры, направленные на развитие:

  1. «Готовить еду». Для этого вам потребуются куклы, мягкие игрушки, набор посуды. Таким образом, ребенок учится вести себя как взрослый, проявлять самостоятельность. Не прерывайте игру подсказками, пусть ребенок сам решает, что ему делать.
  2. Ремесло. Творчество развивает усидчивость, творческое мышление. В процессе нужно хвалить ребенка, незаметно приучать его владеть инструментами.
  3. Игровой магазин. Трехлетнему мальчику отводится роль продавца. Вместо денег можно использовать вырезанные из бумаги бумажки с цифрами или купить специальную игру. Также актерами могут быть куклы, которые ходят в магазин и решают различные задачи по покупке и продаже товаров.
  4. Наблюдая за природой. На улице обращайте внимание ребенка на деревья, животных, объясняйте различные явления, рассказывайте о погоде.
  5. Поставьте «важное задание»: покормить кукол, построить для них домик, накормить питомца, полить цветы, нарисовать рисунок. Пусть ребенок проявит самостоятельность.
  6. Составляйте сказки вместе с ребенком. Игра формирует творческое мышление, воображение, память, дает ребенку возможность проявить фантазию.
  7. Создавайте украшения на Новый год или другой праздник, подарки своими руками.

«10 нельзя»: памятка для родителей

  1. Мы не можем настаивать на временном выполнении требования (запроса). Лучше всего дать ребенку остыть и через некоторое время попробовать еще раз.
  2. Вы не можете поддаться манипуляциям. Чтобы не удовлетворять какие-либо прихоти ребенка только из-за того, что у него истерики — игнорируйте их.
  3. Нельзя вешать ярлыки: жадный, скучный, озорной.
  4. Вы не можете быть наказаны физически.
  5. Ты не можешь кричать.
  6. Вы не можете навязывать свою помощь.
  7. Вы не можете сравнивать ребенка с другими детьми.
  8. Его нельзя заказать.
  9. Вы не можете вступать в споры и споры.
  10. Нельзя использовать в разговоре сложные термины и категории, которые непонятны ребенку. Например, обращение к совести или чести.

В творчестве Л.С. Выготского есть информация о кризисе за 3 года. Но они носят более научный характер, содержат много терминов и объясняют все явления с чисто психологической точки зрения. Более доступным этот период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео могут помочь родителям преодолеть детские протесты.

Главные ошибки

фото16031-7
Некоторые ошибки в воспитании детей неизбежны, но лучше не позволять им правильно и полностью формировать личность растущего человека. Чего не делать:

  1. Ругать. Ребенку может показаться, что это не нравится его родителям. Обвинение приводит к тому, что дети боятся совершить ошибку.

    Ребенок стесняется, перестает проявлять самостоятельность, опасаясь осуждения взрослых.

  2. Не следует поддаваться манипуляциям, удовлетворять любые прихоти только потому, что этого хочет трехлетний ребенок. Лучший способ остановить истерики — игнорировать их. Тогда ребенок поймет, что такой способ воздействия на пожилых не работает.
  3. Нельзя наказывать физически: снижается доверие к родителям, снижается самооценка.
  4. Я кричу. Волнение, нервозность взрослых передаются детям. Они начинают плакать, не понимают, чего от них хотят, пугаются.
  5. Порядок. Чтобы заставить вас что-то сделать, вы должны действовать твердо, но тактично, лучше используя игру. Исключение: очевидная опасность, но и здесь надо действовать осторожно, чтобы не напугать ребенка.
  6. Приправляйте подарками. Ребенок быстро поймет, что для того, чтобы совершить желаемое действие, он может что-то получить. В результате он перестанет выполнять запросы просто по запросу взрослых. В будущем это приведет к еще большим проблемам.
  7. Будьте чрезмерно опекой. Эти дети растут зависимыми, капризными, с нарушениями поведения.
  8. Пугай. В дальнейшем могут развиться различные страхи, избавиться от которых будет проблематично.
  9. Используйте сложные термины, которые младший дошкольник не понимает. Объяснять нужно простыми и доступными словами и фразами.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологи показали, что трехлетний кризис — обязательный и закономерный этап в развитии детства. Однако наличие описанных выше негативных признаков, а точнее их чрезмерная выраженность — необязательное условие развития ребенка.

Подобные проблемы возникают всегда

Иногда кризисный период протекает достаточно плавно, без заметных симптомов и характеризуется лишь появлением некоторых личных новообразований, в том числе:

  • осознание ребенком своего «я»;
  • расскажите о себе лично;
  • появление чувства собственного достоинства;
  • появление волевых качеств и упорства.

Как уже отмечалось, кризис будет намного мягче, если родители при выборе оптимальных мер воспитания будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

В целом у трехлетних детей есть общие черты поведения, о которых стоит упомянуть более подробно, чтобы учесть их при общении с ребенком:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своими действиями. Для трехлетнего ребенка важно выполнять свою работу, будь то рисование или мытье посуды, поэтому неудачи часто не останавливают его, а просто стимулируют.
  2. Ребенку нравится демонстрировать результат взрослым. Вот почему родители должны положительно оценивать результаты деятельности детей, ведь отрицательное или безразличное отношение может привести к отрицательному самовосприятию у детей.
  3. Возникающая самооценка делает ребенка обидчивым, зависимым от мнения окружающих и даже тщеславным. Следовательно, невнимание родителей к детскому опыту может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление своего «Я», способность добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными итогами трехлетнего кризиса и знаменуют переход ребенка в следующий этап детства — детский сад.

Трехлетний кризис — не повод паниковать и считать своего ребенка плохим и неуправляемым. Все дети проходят через этот период, но в ваших силах сделать его максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно просто уважать его как человека.

Источники

  • https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/krizis-treh-let.html
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/3-let/skolko-dlitsya
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/3-let/krizis-3-let-u-rebenka
  • https://ponervam.ru/krizis-3-let-u-rebenka.html
  • https://kukuriku.ru/razvitie/krizisy/3-let/
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/3-let/sovety-roditelyam-ot-psihologa
  • https://okrohe.com/mama-i-rebenok/sovety-po-vospitaniyu-i-obucheniyu/krizis-3-let.html
  • https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/krizis-3-let.html
  • https://kroha.info/razvitie/krizis-3-let

Оцените статью
Блог о психологии