Лев Выготский — человек, опередивший своё время

Ученый, психолог, учитель, философ

Время не останавливается. Делаются новые открытия, наука продолжается, как-то восстанавливая, как-то заново открывая то, что было потеряно. А если организовать уличный опрос, вряд ли многие респонденты смогут ответить, кто такой Лев Семенович Выготский. На фотографиях — старых, черно-белых, размытых — нам запечатлен красивый молодой человек с вытянутым породистым лицом. Однако Выготский никогда не старел. К счастью, возможно. Его жизнь вспыхнула яркой кометой на куполе отечественной науки, вспыхнула и погасла. Название было предано забвению, теория признана ошибочной и вредной. И все же, даже если отбросить оригинальность и тонкость общей теории Выготского, тот факт, что его вклад в дефектологию, особенно в отношении детей, неоценим, не подлежит сомнению. Создал теорию работы с детьми, страдающими поражением органов восприятия и умственными отклонениями.

Детство

5 ноября 1986 года. Именно в этот день в Орше Могилевской области родился Лев Семенович Выготский. Биография этого человека не содержала ярких и удивительных событий. Состоятельные евреи: отец — купец и банкир, мать — учительница. Семья переехала в Гомель, и там учил детей частный педагог Соломон Маркович Ашпиз, фигура там весьма примечательная. Он практиковал не традиционные методы обучения, а сократовские диалоги, которые почти никогда не использовались в учебных заведениях. Возможно, именно этот опыт определил собственный необычный подход Выготского к педагогической практике. Его двоюродный брат, Давид Исаакович Выгодский, переводчик и известный литературный критик, также оказал влияние на формирование мировоззрения будущего ученого.

Студенческие годы

Выготский знал несколько языков: иврит, древнегреческий, латинский, английский и эсперанто. Учился в Московском университете сначала на медицинском факультете, потом перешел на юридический. Некоторое время он изучал науку параллельно на двух факультетах: юридическом и историко-философском, в университете. Шанявский. Позже Лев Семенович Выготский решил, что юриспруденция его не интересует, и полностью сосредоточился на его увлечении историей и философией. В 1916 году он написал двухсотстраничный труд, посвященный анализу пьесы Шекспира «Гамлет». Позже он использовал эту работу как свою диссертацию. Эта работа была высоко оценена специалистами, так как Выготский применил неожиданный новый метод анализа, который позволяет взглянуть на литературное произведение с другой стороны. Льву Семеновичу на тот момент было всего 19 лет.

выготский Лев Семенович
В студенческие годы Выготский много занимался литературным анализом, публиковал работы по произведениям Лермонтова и Белого.

Первые шаги в науку

После революции, окончив университет, Выготский сначала уехал в Самару, потом с семьей искал работу в Киеве, а в итоге вернулся в родной Гомель, где прожил до 1924 года. Не психотерапевт, не психолог, а педагог — именно эту профессию выбрал Лев Семенович Выготский. Краткая биография тех лет может быть в несколько строк. Работал учителем в школах, техникумах, курсах. Он заведовал сначала отделением театрального образования, а затем отделом искусства, писал и публиковал (критические статьи, обзоры). Некоторое время Выготский также работал редактором местного издания.

В 1923 году он был руководителем группы студентов Педологического института в Москве. Экспериментальная работа этой группы дала материал для изучения и анализа, который Лев Семенович Выготский мог использовать в своих работах. В те годы он начал свою карьеру как серьезный ученый. На Всероссийском съезде психоневрологов в Петрограде Выготский выступил с докладом на основе данных, полученных в результате этих экспериментальных исследований. Работа молодого ученого произвела впечатление, впервые прозвучали слова о возникновении нового направления в психологии.

Как педагог стал психологом?

Что же такого необычного в теории, предложенной миру Львом Семеновичем Выготским? В конце концов, психология не была его профильным предметом; скорее, он был лингвистом, литературным критиком, культуристом и практикующим учителем. Почему именно психология? Где?

фото Выготского Льва Семеновича
Ответ кроется в самой теории. Выготский был первым, кто попытался отойти от рефлексологии, его интересовало сознательное формирование личности. Образно говоря, если человек — это дом, то до Выготского психологи и психиатры интересовались исключительно фондом. Очевидно, это необходимо. Без этого не будет дома. Фундамент во многом определяет постройку: форму, высоту и некоторые особенности конструкции. Его можно улучшить, усилить, усилить и изолировать. Но это не меняет факта. Фундамент — это всего лишь фундамент. Но то, что на нем будет построено, является результатом взаимодействия многих факторов.

Начало карьеры

Именно с этого выступления началась карьера молодого ученого. Выготского пригласили в Московский институт экспериментальной психологии. Здесь уже работали выдающиеся психологи того времени — Леонтьев и Лурия. Выготский не только органично вписался в эту исследовательскую группу, но и стал идейным лидером и инициатором исследований.

биография выготского лева семеновича
Вскоре практически каждый практикующий психотерапевт и дефектолог знал, кто такой Лев Семенович Выготский. Основные труды этого выдающегося ученого будут написаны позже, при этом он был блестящим профессионалом для всех, лично занимался педагогической и терапевтической деятельностью. Родители больных детей приложили невероятные усилия, чтобы устроить свидание с Выготским. И если удавалось стать «образцом для испытаний» в лаборатории аномального детства, это считалось невероятной удачей.

Личная жизнь

Женой Льва была Роза Ноевна. В этом браке у пары родились 2 дочери — Гита и Ася. В дальнейшем Гита пошла по стопам отца, став психологом и дефектологом, а Ася стала кандидатом биологических наук.

Смерть

Последние 15 лет психолога мучает туберкулез, ставший причиной его смерти. Лев Выготский скончался 10 июня 1934 года в возрасте 37 лет.

Вклад Выготского в психологию

Лев Семенович Выготский — известный российский психолог, который первым связал эту науку с педагогикой, одновременно создав новые науки — коррекционную педагогику и педагогику. Выготский также создал свою демократическую школу.

Основные идеи и теории

После блестящего выступления на конференции Выготский получил приглашение в Московский институт экспериментальной психологии. Вскоре на базе института он создал свою культурно-историческую и психологическую школу. Работа в институте, которую Выготский сравнивал с творчеством, сочеталась с организационной деятельностью в Уполномоченном по народному просвещению.

Изучая краткую биографию Льва Семеновича Выготского, стоит отметить, что в своей работе он попытался отойти от рефлексологии: сознательное формирование личности гораздо больше интересовало ученого. Выготский поставил перед собой непростую задачу: найти объяснения психическим процессам не в самом человеке, а в его взаимодействии с окружающей средой. Ученый считал, что эти процессы могут полностью реализоваться только в развитии, что характерно только для ребенка. Так Лев Семенович начал работать в направлении детской психологии.

Выготский написал много работ по детской психологии, важнейшими из которых были «Психология искусства, мысли и речи», «Психология развития ребенка» и «Психология образования».

Лев Семенович стал основоположником новых отдельных наук, таких как психологическая педагогика, педагогика — познание ребенка с точки зрения разных наук, коррекционная педагогика, призванная помочь детям с проблемами развития.

Вклад Выготского в становление психологии

Поскольку Лев Семенович был, прежде всего, психологом, он четко ограничил для себя направления исследований:

  • Сравнение детей и взрослых
  • Сравнение древнего и современного человека
  • Сравнение патологического поведения с отклонениями и нормальным развитием.

Лев Выготский разработал новую программу, определившую его дальнейший путь: поиск вне тела объяснений внутренних психических процессов, которые способствуют его взаимодействию с окружающим миром. Психолог сказала, что все психические процессы можно понять только в развитии. Причем наиболее интенсивное развитие психики и ее процессов происходит у детей.

Таким образом, Лев Выготский начинает глубоко изучать детскую психологию. Он изучал закономерности развития ненормальных и обычных детей. Впоследствии ученый обратился также к проблемам образования. А поскольку этим занималась педагогика, то Лев Семенович обратил на нее взор.

Он был уверен, что учитель в своей работе должен опираться на науку психологию. Следовательно, психолог определил новую науку в социальной педагогике: психологическую педагогику.

Выготский разработал теорию, согласно которой культурное развитие личности и его внимание, речь, мышление объясняют внутренние психические процессы ребенка, а также его отношения с окружающим миром. Так родилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Выготский вклад в педагогику

Лев Семенович Выготский утвердил идеи активного учебно-воспитательного процесса. По его словам, активны ученик, учитель и динамичная социальная среда, в которой они находятся. При этом ученый тесно связал эти три составляющих образования. Основная цель обучения и воспитания с точки зрения психологии — это осознанное и целенаправленное развитие новых форм поведения детей, их деятельности и постепенная организация их планомерного развития.

Лев Выготский определил обучение как «внутренне универсальный и необходимый момент в процессе человеческого развития, не естественный, а его исторические характеристики.

Воспитатель должен быть только наблюдателем, регулировать и правильно направлять самостоятельную деятельность детей в самые необходимые моменты.

Лев Выготский также является автором новой теории аномального развития ребенка. Сегодня в основе развития и функциональности дефектологии, лежащей в основе коррекционной педагогики. Цель новой науки, созданной Выготским, заключается в следующем: необходимо социализировать особых детей с дефектом, а не изучать именно этот дефект. Эта теория произвела настоящую революцию в дефектологии.

Развитие и воспитание особых детей

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой теперь базируется дефектология и строится вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории — социализировать особых детей с дефектом, а не изучать сам дефект. Это была революция в дефектологии.

Специальную корректирующую педагогику он связывал с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особенного ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать ненормального ребенка, и его развитие продолжится в обычном режиме.

Его социальная педагогика должна была помочь ребенку избавиться от негативных социальных слоев, вызванных дефектом. Сам по себе дефект не является причиной аномального развития ребенка, это просто следствие неправильной социализации.

Отправной точкой в ​​реабилитации особенных детей должно быть состояние организма, не затронутого дефектом. «Чтобы сделать ставку на здоровое, позитивное и нужно работать с ребенком», — Выготский.

Запустив реабилитацию, вы также можете запустить компенсаторные способности организма особенного ребенка. Идея зоны ближайшего развития стала очень эффективной для восстановления нормального развития особенных детей.

Влияние общения на воспитание ребенка

Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается со взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять словесное общение ребенка.

Речь — это система знаков, возникшая в процессе социально-исторического развития человека. Он способен трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и формировать концепции. В раннем возрасте в детской речи используются слова сугубо эмоционального значения.

По мере роста и развития детей в речи появляются слова определенного значения. В более продвинутом подростковом возрасте ребенок начинает обозначать абстрактными словами и понятиями. Таким образом, слово (слово) изменяет психические функции детей.

Психическое развитие ребенка изначально определяется общением со взрослым (посредством речи). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики и появляется внутренняя речь.

Цитаты

  • «Ребенку нужна расточительность только тогда, когда он хорошо укоренен в первом».
  • «Трагедия — это смятение величайшей человеческой силы, поэтому оно велико».
  • «Человек в каждый момент полон нереализованных возможностей».
  • «Имея конец пути, можно легко понять весь путь в целом и значение отдельных фаз».
  • «Выполнение автоматического действия не ставит перед нашим умом никаких задач. Нет трудности, значит, нет нужды, а значит, и совести нет».

Дочь Выготского об отце

Дочь ученого говорит, что ей не уделили много времени. Но отец брал ее с собой на работу, в институт, и там девочка могла беспрепятственно осматривать любые находки и препараты, а сослуживцы отца всегда объясняли ей, что, зачем и зачем это нужно. Так, например, он увидел уникальную выставку — мозг Ленина, хранящийся в банке.

фразы выготского льва семеновича
Отец не читал детских стихов — они ему просто не нравились, он считал его вялым примитивом. Но Выготский обладал прекрасной памятью и умел читать наизусть многие классические произведения. В результате девочка хорошо развивалась в искусстве и литературе, совершенно не чувствуя несоответствия своего возраста.

Идеи Выготского в современном мире

Судьба наследия Выготского была весьма своеобразной. В СССР психолог был возведен в ярко выраженный культ; Было указано, что Выготский был человеком, который первым подошел к психологии с подлинно марксистской точки зрения. Однако истинное содержание произведений Выготского часто упускается из виду или искажается. Советский культ Выготского в психологии заменил научную деятельность как таковую.

И в этой связи кажется неожиданным, что с 1970-х годов американские психологи стали проявлять большой интерес к Выготскому. Вскоре Выготский в западном мире стал считаться одним из ведущих деятелей современной психологии. Современное психологическое образование в США основано на трудах Выготского; Более того, учение Выготского легло в основу социального конструктивизма, возникшего в США.

Однако и там Выготского почитали неким культом. Появилось много психологов, которые называли себя его последователями, а на самом деле оказалось, что они случайно или намеренно исказили его идеи, фальсифицировали его сочинения.

В связи с этим всеобщим культом советского психолога в мировой науке возникло своего рода противоположное движение, перед которым стоит задача «опровергнуть» его учение. Сначала такие работы появились в постсоветской России, а позже стали появляться и за рубежом.

Среди этих работ есть несколько компромиссных точек зрения. Их авторы утверждают, что Выготский не был «гением марксизма в психологии», как его описывала советская идеология; но он был очень культурным человеком, интеллектуалом и человеком своего времени, усвоившим современные для своего времени идеи, которые также были «модными». Выготский развивал и применял эти идеи в новых и неожиданных областях, но не предлагал ничего принципиально нового.

В то же время возвышение Выготского в советской идеологии было далеко не уникальным. Та же участь постигла многих советских ученых, писателей и мыслителей. Среди них был И. П. Павлов, под «знаменем» которого советские чиновники «громили» «буржуазные» научные концепции. Фактически, сам Владимир Ленин подвергся такой же канонизации в СССР. После прихода к власти Сталина Советское правительство резко отклонилось от «ленинского» пути и в большинстве случаев противоречило этому пути; однако культ «вождя мирового пролетариата» сохранялся и усиливался: его изображали на тысячах плакатов, ему воздвигали сотни памятников по всей стране и за рубежом, его имя упоминалось в гимне СССР, в конституции , и так далее

Учитывая сложившуюся ситуацию с культом Выготского, в последние годы стартовал масштабный некоммерческий научный издательский проект «Полное собрание сочинений Выготского PsyAnima». Благодаря этому проекту многие работы выдающегося психолога стали доступны широкой публике, причем в первозданном виде — без доработок, искажений, цензурных фальсификаций. Активизировалась и исследовательская работа: появившееся истинное наследие Выготского стало изучать современные специалисты.

Критика идей Выготского

Исследования и идеи Выготского по психологической педагогике подверглись строжайшему осуждению.

Его концепция обучения, основанная на зоне ближайшего развития, таит в себе опасность вытолкнуть вперед ребенка, не обладающего достаточным потенциалом. Это может сильно замедлить развитие ребенка.

Отчасти это подтверждается модной сейчас тенденцией: родители стремятся максимально развивать детей, вне зависимости от их способностей и потенциала. Это резко нарушает здоровье и психику детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.

Еще одно спорное понятие: систематически помогая ребенку выполнять действия, которые он не освоил самостоятельно, можно лишить ребенка самостоятельности мысли.

Сокровищница трудов ученого. Библиография

Лев Семенович Выготский написал более 190 произведений. Не все они были опубликованы при его жизни.

Книги Выготского по педагогике и психологии:

  • Думая и говорящая (1924)
  • «Инструментальный метод в почвоведении» (1928 г)
  • «Проблема культурного развития ребенка» (1928 г)
  • «Инструментальный метод в психологии» (1930)
  • «Инструмент и знак в развитии ребенка» (1931 г)
  • «Почвоведение школьного возраста» (1928 г)
  • «Почвоведение юности» (1929 г)
  • «Почвоведение подростка» (1930-1931)

Основные публикации:

1. Педагогическая психология. — М: Педагог, 1926 г

2. Почвоведение подростка. — М: МГУ, 1930

3. Основные направления современной психологии. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

4. Исследования по истории поведения. Обезьяна. Примитивный. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

5. Воображение и творчество в детстве. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

6. Думать и говорить. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934

7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М .: Государственный педагогический педагог, 1935 г

8. Педологическая диагностика и клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефект в них. М. С. Эпштейн, 1936 г

9. Думать и говорить. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956

10. Развитие высших психических функций. — М: АПН, 1960

11. Психология искусства. Изобразительное искусство. — М, 1965 г

12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972 г

13. Собрание сочинений в 6т:

v. 1: Вопросы теории и истории психологии;

т.2: Проблемы общей психологии;

v. 3: Проблемы развития психики;

том 4: Детская психология;

v. 5: Основы дефектологии;

т.6: Научное наследие.

М: Педагогика, 1982-1984 гг

14. Проблемы с дефектом. — М: Просвещение, 1995

15. Уроки педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский университет, 1996

16. Выготский. Сб. Тексты. — М .: Амонашвили, 1996

Выготский Л. С. — Лекции по педологии

Книга основана на уроках выдающегося психолога ХХ века. Л.С. Выготского, прочитанные им в 1933-1934 гг. В доступной форме изложены фундаментальные проблемы педологии — специальной науки о детском развитии….

Леонтьев А.А. - Выготский Л.С

Выготский Л. С. — Лекции по психологии

В книгу известного психолога Л.С. Выготского включены лекции о высших психических функциях и их развитии в детстве….

Выготский Л.С. - Уроки педологии

Выготский Л. С. — Умственное развитие детей в процессе обучения

Сборник произведений Выготского, посмертно изданных его сотрудниками в Москве (Л. В. Занков) и Ленинграде (Ж. И. Шиф и Д. Б. Эльконин). В сборник вошли тексты как первого механистического «инструментального» периода, так и второго…

Выготский Л.С. - Уроки психологии

Источники

  • https://www.syl.ru/article/186445/new_vyigotskiy-lev-semenovich-biografiya-osnovnyie-trudyi
  • https://interesnyefakty.org/lev-vygotskij/
  • https://kratkoe.com/vklad-vyigotskogo-v-psihologiyu/
  • https://obrazovaka.ru/vygotskiy-biografiya-kratko.html
  • https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5564
  • https://24smi.org/celebrity/106655-lev-vygotskii.html
  • https://PsyLogik.ru/241-lev-semenovich-vygotskij.html
  • [https://psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygotskiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html]

Оцените статью
Блог о психологии